Решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2015 по делу N А83-3539/2014 <О признании частично недействующим Постановления Государственного Совета Республики Крым от 12.11.2014 N 204-1/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. по делу № А83-3539/2014

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 08 июля 2015 года
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ловягиной Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.А.А.
при участии представителей лиц, участвующих в деле:

при участии представителей лиц, участвующих в деле:
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от ПАО "Крымхлеб" - 1) Р.А.Н., доверенность б/н от 07.11.2014, действительна до 07.11.2015; 2) А.Е.М., доверенность б/н от 07.11.2014, действительна до 07.11.2015;
от ПАО "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" - 1) Р.А.Н., доверенность б/н от 07.11.2014, действительна до 07.11.2015; 2) А.Е.М., доверенность б/н от 07.11.2014, действительна до 07.11.2015;
от ответчика - Л.М.И., доверенность № 28-50/199 от 10.12.2014, действительна до 11.12.2015;
от Совета министров Республики Крым - Т.С.Г., доверенность № 01-01/3505 от 15.12.2014, действительна 15.12.2017;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - А.С.Д., доверенность № 64-Д от 31.12.2014, действительна до 31.12.2015;
от Министерства сельского хозяйства Республики Крым - К.В.Г., доверенность № 10/03 от 11.03.2015;
от ГУП РК "Крымхлеб" - Т.А.А., доверенность № 8/15 от 12.01.2015, действительна 12.01.2016;
от ГУП РК "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" - К.И.А., доверенность б/н от 08.06.2015, действительна до 31.12.2015.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела
по заявлению Публичного акционерного общества "Крымхлеб" (1) ул. Севастопольская, 51а, г. Симферополь, Республика Крым, 295013; 2) ул. Севастопольская, 72/4, а/я № 364, г. Симферополь, Республика Крым, 295013)
Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" (1) ул. Элеваторная, 14, г. Симферополь, Республика Крым, 295013; 2) ул. Севастопольская, 72/4, а/я № 364, г. Симферополь, Республика Крым, 295013)
к Государственному Совету Республики Крым (ул. К. Маркса, 19, г. Симферополь, Республика Крым, 295000)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:
Совет министров Республики Крым (проспект Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015)
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (ул. Киевская, 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295034)
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымхлеб" (ул. Севастопольская, 51а, г. Симферополь, Республика Крым, 295013)
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" (ул. Элеваторная, 14, г. Симферополь, Республика Крым, 295013)
о признании не действующим в части Постановления Государственного Совета Республики Крым от 12.11.2014 № 204-1/14

установил:

01.12.2014 в суд поступило заявление Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат Хлебопродуктов" и Публичного акционерного общества "Крымхлеб" о признании Постановления Государственного Совета Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 204-1/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" не действующим в части дополнения Приложения пунктом 148 следующего содержания: "148. Имущество Публичного акционерного общества "Крымхлеб" включая оборотные активы (юридический адрес: 295013, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 51а).", а также в части дополнения Приложения пунктом 149 следующего содержания: "149. Имущество Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов", включая оборотные активы (юридический адрес: 295051, г. Симферополь, ул. Элеваторная, 14).".
Заявление мотивировано тем, что 30.04.2014 принято Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", в которое Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 204-1/14 внесены изменения в Приложение к Постановлению от 30.04.2014, в частности дополнено указанное приложение: "148. Имущество Публичного акционерного общества "Крымхлеб" включая оборотные активы (юридический адрес: 295013, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 51а)", "149. Имущество Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов", включая оборотные активы (юридический адрес: 295051, г. Симферополь, ул. Элеваторная, 14).". Заявители полагают, что включение имущества указанных юридических лиц, в перечень имущества являющегося собственностью Республики Крым нарушает их права. В частности со ссылкой на Конституцию Российской Федерации и статьи 235 и 300 ГК РФ указывает, что право собственности может быть прекращено только на основании Федерального закона и только с возмещение стоимости имущества и всех причиненных убытков. Просит признать Постановление Государственного Совета Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 204-1/14 в части дополнения указанного приложения пунктами: "148. Имущество Публичного акционерного общества "Крымхлеб" включая оборотные активы (юридический адрес: 295013, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 51а)", "149. Имущество Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов", включая оборотные активы (юридический адрес: 295051, г. Симферополь, ул. Элеваторная, 14).".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 09.02.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и Совет министров Республики Крым.
Определением суда от 02.04.2015 дело принято к производству судьи Арбитражного суда Республики Крым Ловягиной Ю.Ю. и назначено к предварительному судебному заседанию на 23.04.2015.
Определением суда от 23.04.2015 окончена подготовка дела к судебному разбирательству и назначено судебное разбирательство на 15.05.2015.
Определением суда от 15.05.2015 судебное разбирательство было отложено до 11.06.2015.
Протокольным определением суда от 11.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Министерство сельского хозяйства Республики Крым, ГУП РК "Крымхлеб" и ГУП РК "Симферопольский комбинат хлебопродуктов".
Определением суда от 11.06.2015 судебное разбирательство было отложено до 01.07.2015.
Заявители, ответчик и третьи лица: Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым, ГУП РК "Крымхлеб" и ГУП РК "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" обеспечили участие своих полномочных представителей в судебном разбирательстве.
Представители заявителей поддержали требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированные Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", указал на возможность принудительного лишения государством имущества физических и юридических лиц, которое производится в интересах общества и на условиях, предусмотренных национальным законодательством.
По утверждению представителя заинтересованного лица, при принятии Постановлений Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 "О независимости Крыма", от 30.04.2014 № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (с изменениями внесенными Постановлением Государственного Совета Республики Крым Постановления Государственного Совета Республики Крым от 09.10.2014 № 88-1/14) Государственный Совет Республики Крым действовал в интересах общества и руководствовался Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Договором о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ. Принимая оспариваемое Постановление, Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством. Указанные пояснения приняты судом к рассмотрению и приобщены к материалам дела.
Учитывая изложенное, просит суд в удовлетворении заявления Публичного акционерного общества "Крымхлеб", Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц поддержали позицию ответчика, указав, что по их мнению основания для удовлетворения заявления отсутствуют, а ответчик действовал в рамках своих полномочий и в интересах общества. В материалы дела представленный соответствующие письменные пояснения по заявлению, а именно: Совет министров Республики Крым (т. 3 л.д. 50 - 53), ГУП РК "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" (т. 4 л.д. 1), Министерство сельского хозяйства Республики Крым (т. 4 л.д. 12), ГУП РК "Крымхлеб" /т. 4 л.д. 13/.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные документы и доказательства, заслушав доводы представителей истца и ответчика, судом установлено следующие.
30.04.2014 принято Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", в которое Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 204-1/14 внесены изменения в Приложение к Постановлению от 30.04.2014, в частности дополнено указанное приложение следующими пунктами: "148. Имущество Публичного акционерного общества "Крымхлеб" включая оборотные активы (юридический адрес: 295013, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 51а)", "149. Имущество Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов", включая оборотные активы (юридический адрес: 295051, г. Симферополь, ул. Элеваторная, 14).".
Публичное акционерное общество "Симферопольский комбинат Хлебопродуктов" и Публичное акционерное общество "Крымхлеб" возражают против включения в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, недвижимое имущества и оборотных активов указанных лиц, поскольку считают, что это имущество является собственностью не государства Украины, ни бесхозным, а собственностью обществ, в связи с чем, просят признать недействующими пункты 148 и 149 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Таким образом, заявители настаивают на том, что включив оспариваемые пункты в Приложение к Постановлению государственный орган нарушил их права собственников и имущество, принадлежащее обществам на праве частной собственности, неправомерно включено в перечень объектов которые учитываются как собственность Республики Крым, что и послужило основанием для обращения общества с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положении, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Таким образом, ненормативные акты или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1747-6/14 "Об уполномоченных на подписание межгосударственного договора" Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым К.В.А. и Председатель Совета министров Автономной Республики Крым А.С.В. были уполномочены подписать межгосударственный договор о принятии Республики Крым и города с особым статусом Севастополя в Российскую Федерацию.
Частью 2 статьи 9 Договора установлено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Постановлением от 17 марта 2014 года № 1746-6/14 "О представительном органе Республики Крым" Государственный Совет Республики Крым определил, что в связи с выходом из состава Украины и провозглашением Республики Крым независимым государством именовать представительный орган Республики Крым Государственным Советом Республики Крым - Парламентом Республики Крым со дня провозглашения независимости Республики Крым.
В соответствии с пунктами 1 - 3 Постановления Государственного Совета от 17 марта 2014 года № 1748-6/14 "О правопреемстве Республики Крым" с момента провозглашения Республики Крым как независимого суверенного государства, высшим органом власти Республики Крым является Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым в депутатском составе шестого созыва Верховной Рады Автономной Республики Крым, со сроком полномочий до сентября 2015 года.
До принятия Конституции Республики Крым на территории Республики Крым действовала Конституция Автономной Республики Крым 1998 года. При этом, нормативно-правовые и иные акты органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым, принятые до провозглашения Республики Крым независимым суверенным государством, являются действующими на территории Республики Крым и соответствующих регионов в части, не противоречащей интересам Республики Крым.
Согласно статье 75 Конституции Республики Крым от 2014 года к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, внесение в них изменений; толкование Конституции Республики Крым, законов Республики Крым; принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений.
Статьей 95 Конституции Республики Крым установлено, что до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных действующей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ).
Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Согласно ч. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицирован ФЗ от 30.03.1998 № 54-ФЗ) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Таким образом, вышеуказанным актом предусмотрена возможность принудительного лишения имущества в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 31.12.2014) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК (ред. от 20.01.2015) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014) (с изм. и доп., вступающими в силу через десять дней после официального опубликования Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 72-ЗРК/2015).
Согласно ст. 1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 31.07.2014 № 38-ЗРК правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Соответственно, учитывая вышеизложенное, суд считает установленным факт того, что, принимая оспариваемое постановление, Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий, в рамках международных норм и в интересах общества.
Таким образом, основания для удовлетворения требований, заявленных в рамках данного дела, у суда отсутствуют.
Все доводы заявителей рассмотрены судом, и не могут является основаниями для удовлетворения заявленных требований.
Следует также отметить, что Публичное акционерное общество "Симферопольский комбинат Хлебопродуктов" и Публичное акционерное общество "Крымхлеб" не лишаются возможности обратиться с иском о возмещении вреда, причиненного вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) и представлять соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия.

Судья
Ю.Ю.ЛОВЯГИНА


------------------------------------------------------------------