Решение Симферопольского горсовета Республики Крым от 30.07.2015 N 322 "О Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015 - 2016 годы и перспективу до 2020 года"



РЕСПУБЛИКА КРЫМ
СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
25-Я СЕССИЯ I СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2015 г. № 322

О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НА 2015 - 2016 ГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", от 15.05.2010 № 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Республики Крым от 28.01.2015 № 77-ЗРК/2015 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Республике Крым", Поручением Главы Республики Крым Аксенова С.В. от 23.03.2015 № 01-62/59, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Симферопольский городской совет первого созыва решил:

1. Принять Концепцию энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015 - 2016 годы и перспективу до 2020 года (Приложение 1).

2. Администрации города Симферополя Республики Крым (Бахарев Г.С.) в срок до 30 октября 2015 разработать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

3. Отделу по внешним связям и информационно-аналитической работе аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым (Полякова Е.С.) разместить настоящее решение на сайте Симферопольского городского совета и опубликовать в журнале "БИБЛИОПОЛИС".

4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянный комитет по вопросам обеспечения жизнедеятельности и безопасности (Тур Ю.П.), главу администрации города Симферополя Бахарева Г.С.

Председатель Симферопольского
городского совета
В.Н.АГЕЕВ





Приложение 1
к решению
25-й сессии Симферопольского
городского совета I созыва
от 30.07.2015 № 322

КОНЦЕПЦИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2015 - 2016 ГОДЫ
И ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)

Введение

Необходимость разработки и реализации Концепции подтверждается сложившейся сложной политической, экономической, энергетической обстановкой в России и вокруг нее, а также обострившимися местными проблемами, в том числе низким уровнем энергетической независимости, на которые Республика Крым и город Симферополь как ее столица должны найти эффективные решения.
Политика энергосбережения и повышение энергоэффективности во всех сферах общественной жизни государства являются важными факторами влияния на современную энергетическую безопасность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - г. Симферополь), стабильного обеспечения потребностей общественного производства и населения энергоносителями.
Практическая реализация политики энергосбережения в г. Симферополе может стать основой технологического переоснащения и структурной перестройки энергетической отрасли Республики Крым. Как известно, страны Западной Европы начали в 70-е годы XX века новый виток научно-технической революции в промышленности с активного внедрения энергосберегающих технологий путем прямого административного давления с помощью законодательных актов и эффективных стимулов энергосбережения.
Высокая энергоемкость валового внутреннего продукта в Республике Крым и г. Симферополе объясняется обремененностью экономики низкотехнологичными производствами и незначительным развитием сферы услуг.

Техническое перевооружение хозяйственных комплексов города, модернизация энергетического оснащения предприятий и организаций требует комплексного подхода как при разработке, так и при внедрении энергоэффективных технологий. Их выбор должен обуславливаться оптимальным соотношением технических, экологических и экономических параметров. Снижение потребности в энергии требует как внедрения энергосберегающих техники и технологий, то есть перестройки технической базы хозяйственных комплексов города, так и внедрения основных факторов общего повышения эффективности производства: уменьшения материалоемкости продукции, повышения ее качества и сроков службы, улучшения организации производства. Путь развития энергосберегающих технологий предусматривает укрупнение единичных мощностей технологических процессов и реализацию других способов концентрации производства, а также оптимальный подбор сырья и энергоносителей и тщательное введение ведение технологических режимов.
Необходимость разработки и реализации Концепции подтверждается сложившейся сложной политической, экономической, энергетической обстановкой в России и вокруг нее, а также обострившимися местными проблемами, в том числе низким уровнем энергетической независимости, на которые Республика Крым и г. Симферополь как ее столица должны найти эффективные решения.
Концепция направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики города, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию проектов строительства новых объектов. Ограничения на подключение новых потребителей к сетям и недостаточное оснащение инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и повышения нагрузки неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением строительства новых объектов будут только усугубляться.
Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях нестабильности спроса на промышленную продукцию высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения нагрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители.
В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса.
Низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты и снижает финансовую стабильность.
Важным направлением в создании энергосберегающих технологий является внедрение комплексных установок, которые подобраны по потенциалу топливно-энергетических ресурсов и используются таким образом, чтобы исходная теплота технологических процессов по своему потенциалу была достаточной для проведения последующих процессов. С этим направлением непосредственно связано использование вторичных энергетических ресурсов.
Одним из существенных средств успешной реализации государственной политики энергосбережения в г. Симферополе должно стать использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, что обеспечит уменьшение потребления традиционных топливно-энергетических ресурсов и соответственно сокращение объемов вредных выбросов, которые образуются в процессе использования углеводородных энергоносителей.
Для эффективного использования существующего энергетического потенциала на промышленных предприятиях и ТЭЦ необходима разработка новых экономичных установок, не требующих значительных капитальных затрат, с широким диапазоном замещения основного источника тепла. Применение таких установок позволит исключить дополнительный (пиковый) источник тепла при изменении тепловой нагрузки.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе. Реализация мероприятий Концепции позволит значительно повысить уровень энергетической эффективности, необходимый для достижения темпов роста экономики.
Концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования город Симферополь Республики Крым позволяет обеспечить:
- выбор стратегических направлений устойчивого инновационного развития региона;
- анализ рыночного потенциала технологий;
- учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей;
- активное вовлечение в деятельность по энергосбережению и повышению энергетической эффективности городов и районов, научных учреждений, вузов, органов власти, органов местного самоуправления предприятий, инновационных структур и предпринимателей региона;
- привлечение общественных и частных источников финансирования путем создания заинтересованности у частных владельцев жилого фонда и предпринимателей вариативной тарификацией услуг в энергетическом секторе и созданием планомерной системы разработки нормативно-правовой базы, подводящей к энергоэффективной выработке и потреблению топлива, тепла и электроэнергии.
Основными задачами Концепции являются:
- пропаганда и продвижение целей и задач энергоэффективного развития и обеспечения энергетической безопасности в регионе;
- разработка Стратегического плана работ по энергоэффективному развитию региона;
- разработка планов внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и оборудования на основе комплексной программы энергоэффективного развития г. Симферополя.

Цель и задачи реализации Концепции

Необходимость разработки Концепции диктуется наличием стратегических вызовов и глобальных проблем, в основе которых лежит энергетическая уязвимость Республики Крым, включающая следующие факторы:
- потеря традиционных для региона рынков сбыта и утрата значительной части промышленного потенциала;
- загрязнение территории и возросшая нагрузка на экологическую систему региона;
- незначительная часть инновационной продукции и девальвация основных экспортных товаров вследствие недостаточного уровня инновационной деятельности и инновационной культуры в регионе;
- истощение и малая вариативность традиционных энергоресурсов и недостаточный уровень использования возобновляемых источников энергии;
- растущий дефицит земельных, водных, лесных и биоресурсов;
- большой уровень скрытой безработицы населения и необходимость создания новых рабочих мест.
В соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются следующие приоритеты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
1. обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов;
2. создание благоприятной экономической среды для энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3. развитие инновационных технологий применения возобновляемых источников энергии;
4. развитие правового и технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5. поддержка инициатив в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Цель Концепции - создание на территории г. Симферополя современной системы энергетической безопасности и механизмов устойчивого развития на основе ресурсо- и энергоэффективных технологий, безотходных и малоотходных технологий, максимального использования возобновляемых источников энергии.
Основополагающими в достижении цели являются следующие факторы:
- обеспечение эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- создание дополнительных условий для повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности г. Симферополя;
- рост уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации экономики и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Основные задачи, обеспечивающие достижение цели:
- разработка программы энергетического устойчивого развития региона на период до 2020 года;
- создание новых и развитие традиционных для региона энергогенерирующих объектов с учетом перспективы развития рынков сбыта;
- разработка, обсуждение и принятие документов, определяющих основные научно-технические приоритеты развития региона в сфере теплоэнергетического комплекса;
- реализация принципов государственно-частного партнерства, интеграция мнений и мобилизация ресурсов всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, органов местного самоуправления, пользователей и потребителей;
- интеграция знаний и предложений в различных секторах экономики, создание и развитие региональной системы трансфера технологий;
- организация взаимодействия с аналогичными зарубежными, региональными и национальными структурами;
- создание коммуникативных инструментов и информационное сопровождение по областям компетенций теплоэнергетического комплекса;
- совершенствование образования и развитие кадрового потенциала в сфере энергосбережения;
- создание инструментов и механизмов практической реализации задач энергетической программы, оказания практической помощи предприятиям и предпринимателям региона в достижении принципов устойчивого энергетического развития.
Целевыми показателями, определяющими решение поставленных задач, являются:
1. экономия топливно-энергетических ресурсов на энергоемких объектах коммунального комплекса в натуральном выражении/стоимостном выражении;
2. доля многоквартирных домов, переведенных на индивидуальное поквартирное отопление, в общем числе многоквартирных домов с низкоэффективным централизованным отоплением;
3. доля установленных энергоэффективных уличных светильников в общем числе уличных светильников на территории муниципального образования;
4. экономия топливно-энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и трубопроводном транспорте в натуральном выражении/стоимостном выражении;
5. объем потерь электрической энергии при ее передаче на объектах электросетевого хозяйства предприятий промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта;
6. экономия топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере и сфере услуг в натуральном выражении/стоимостном выражении.
По итогам реализации Концепции планируется достижение следующих результатов:
- вывод из эксплуатации котельных, выработавших ресурс или имеющих избыточные мощности;
- реконструкция тепловых сетей;
- строительство новых блочно-модульных котельных;
- перевод на индивидуальное поквартирное отопление квартир в жилых домах с низкоэффективным централизованным отоплением;
- установка энергоэффективных светильников в системах наружного освещения г. Симферополя;
- проведение комплексных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетных муниципальных учреждениях.
Основным результатом формирования и функционирования Концепции и программы должны стать достижение энергетической безопасности и независимости региона, конкурентоспособности энергетических предприятий, разработка и создание новых технологий, продуктов и услуг.

Нормативно-правовое обеспечение Концепции:

- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
- Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года № 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года № 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 года № 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 1-р "Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 16 апреля 2010 года № 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов";
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 мая 2010 года № 174 "Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)";
- Закон Республики Крым от 28.01.2015 № 77-ЗРК/2015 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Республике Крым";
- иные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым.

Механизмы обеспечения решения задач

В целях обеспечения решения задач Концепции рекомендуется реализация следующих основных мероприятий:
- формирование экспертного совета;
- организация рабочих групп по секторам и направлениям разработки муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории г. Симферополя;
- создание коммуникативных инструментов и информационное обеспечение деятельности;
- подготовка информационных кластеров по разделам программы;
- организация и проведение встреч членов и разработчиков с предпринимателями в рамках регулярных семинаров и круглых столов;
- мониторинг научно-технической и бизнес-информации по основным направлениям деятельности экспертов и разработчиков.
Направления реализации механизмов обеспечения решения задач:
- корректировка концепции устойчивого развития региона на период до 2020 года в соответствии с разработанным алгоритмом (совместно с Инспекцией по газификации и энергосбережению Республики Крым): проведение энергоаудита, анализ проведения необходимых мероприятий, расчет модернизации энергосистем, реконструкция энергосистем объекта;
- создание новых и развитие традиционных источников энергии для региональных рынков сбыта (разработка теплогенераторов на возобновляемых видах топлива (солома, щепа, пеллеты), производимых в Республике Крым);
- разработка, обсуждение и принятие документов, определяющих основные научно-технические приоритеты развития региона в сфере теплогазоснабжения и вентиляции;
- реализация принципов государственно-частного партнерства, интеграция мнений и мобилизация ресурсов всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей на базе созданного постоянно действующего органа (муниципального унитарного предприятия или консультационного центра) по направлению энергоаудита ЖКХ, бюджетных организаций;
- интеграция знаний и предложений в различных секторах экономики, включение в создание и развитие региональной системы трансфера технологий;
- организация взаимодействия с аналогичными федеральными, региональными и муниципальными структурами в области теплогазоснабжения и вентиляции;
- создание коммуникативных инструментов и информационное сопровождение по области теплогазоснабжения и вентиляции;
- совершенствование образования и развитие кадрового потенциала в сферах энергосбережения, экологии, "зеленой" экономики и других сферах;
- создание инструментов и механизмов практической реализации задач теплогазоснабжения и вентиляции, оказания практической помощи предприятиям и предпринимателям региона в достижении принципов устойчивого развития.
Создание устойчивой системы развития инженерных систем в области энергетики, включающей следующие мероприятия:

- усиление рыночных механизмов на формирование тарифов на тепло- и электроэнергию, многовариативность;
- поступательное и комплексное реформирование энергетического рынка: энергоаудит, разработка мероприятий, реализация с помощью механизма различной тарификации, реконструкция системы;
- максимизация преимуществ стабильного энергетического рынка на основе базовых энергообразующих предприятий г. Симферополя;
- разработка системы энергоэффективной работы предприятий и организаций за счет дифференцированного подхода к организации временного режима рабочего времени;
- жесткая политика цен на ископаемое топливо;
- управление тарифной политикой на основе базового принципа - безопасности и энергетической автономности региона;
- инвестирование в перспективные разработки и инновационные технологии (постоянная работа по выявлению разработок, их внедрению в пилотных проектах и т.д.);
- создание системы энергоменеджмента;
- создание сквозной системы образования и обучения: детский сад - управленцы высшего звена региона;
- формирование связей и сотрудничество с мировым сообществом;
- ослабление энергетических рисков;
- диверсификация энергетических источников и направлений экспорта.
Реализация мероприятий по повышению энергетической эффективности на энергоемких объектах коммунального комплекса, в том числе в сферах:

Водо- и теплоснабжение

- модернизация, техническое переоборудование и реконструкция насосных станций, очистных сооружений с использованием современного энергоэффективного оборудования;
- переоборудование гидроузлов на новые системы очистки (без использования жидкого хлора);
- замена магистральных водопроводных сетей (имеющих стопроцентный износ и повышенную аварийность) с использованием современных технологий и материалов;
- вывод из эксплуатации старого промышленного оборудования, имеющего полный износ;
- автоматизация работы насосных станций и запорной арматуры с выведением основных параметров на диспетчерские пункты управления системой водоснабжения для обеспечения бесперебойной подачи воды;
- установка регуляторов давления на городских водопроводных сетях с выведением основных параметров на диспетчерские пункты управления системой водоснабжения;
- установка приборов учета на городских водопроводных сетях с выведением основных параметров на диспетчерские пункты управления системой водоснабжения для полного мониторинга расхода воды;
- установка домовых приборов учета воды в точке подключения к городским водопроводным сетям для полного мониторинга расхода воды;
- установка приборов учета воды на котельные и центральные тепловые пункты для полного мониторинга расхода воды;
- внедрение высокоэффективного насосного оборудования, частотных преобразователей в системах водоснабжения и водоотведения;
- установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения;
- разработка и модернизация систем сбора и накопления воды за счет природных осадков;
- модернизация, техническое перевооружение и реконструкция котельных с использованием современного энергоэффективного оборудования;
- модернизация и техническое перевооружение систем теплоснабжения организаций коммунального комплекса и объектов бюджетной сферы;
- строительство новых котельных, в том числе блочно-модульных, с использованием современных технологий: с КПД не ниже 85% для котельных на твердом топливе, не ниже 90 процентов - на жидком топливе и не ниже 92 процентов - на природном газе;
- замена и строительство новых тепловых сетей с использованием современных технологий и материалов, перекладка тепловых сетей;
- вывод из эксплуатации котельных, выработавших ресурс или имеющих избыточные мощности;
- обеспечение устойчивой и экономичной работы тепловых сетей и источников тепловой энергии, качества отопления и горячего водоснабжения потребителей за счет проведения комплексной автоматизации тепловых пунктов с выведением основных параметров на диспетчерские пункты управления системой теплоснабжения;
- перевод котельных на автоматизированную систему диспетчерского управления;
- использование современных методов обработки воды для котлов и теплотрасс с целью предотвращения коррозии и отложения солей на поверхностях трубопроводов и теплообменной аппаратуре;
- использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлами-утилизаторами, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;
- установка индивидуальных теплогенераторов в жилых помещениях в жилых домах с низкоэффективным централизованным отоплением;
- установка радиаторов отопления, приборов учета потребления газа и иного отопительного оборудования в жилых помещениях;
- реконструкция внутридомовой системы отопления многоквартирного жилого дома.

Наружное освещение

- замена светильников уличного освещения на энергоэффективные;
- замена опор уличного освещения;
- модернизация пунктов управления уличным освещением;
- внедрение автоматизированной системы управления уличным освещением;
- строительство новых линий уличного освещения.

Техническое перевооружение и реконструкция оборудования
на предприятиях промышленности, энергетики
и трубопроводного транспорта

- установка новых и замена старых электродвигателей, соответствующих классу высокоэффективных;
- внедрение регулируемого электропривода в промышленности;
- внедрение эффективных систем сжатого воздуха;
- внедрение энергосберегающих газовых инфракрасных излучателей;
- внедрение воздушных компрессоров;
- внедрение автоматизированных систем учета и контроля энергоносителей;
- внедрение систем эффективного производственного освещения;
- внедрение систем эффективного пароснабжения (теплоизоляция паропроводов, арматуры, установка конденсатоотводчиков, использование вторичного тепла);
- модернизация, техническое перевооружение и реконструкция котельного оборудования, реконструкция центральных тепловых пунктов;
- модернизация, техническое перевооружение и реконструкция систем выработки, транспортировки и потребления тепловой энергии;
- организация тепловой защиты зданий и сооружений;
- модернизация и реконструкция действующих конденсационных и теплофикационных установок с использованием современного энергоэффективного оборудования;
- модернизация высоковольтных кабельных линий и трансформаторных подстанций;
- вывод из эксплуатации низкоэкономичного, выработавшего моральный и физический ресурс паросилового оборудования газовых ТЭС;
- вывод из эксплуатации старого промышленного оборудования;
- проведение энергетического обследования.

Модернизация электросетевого хозяйства на предприятиях
промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта

- внедрение высокоэффективных надежных системообразующих и распределительных электрических сетей большей пропускной способности, трансформаторов, синхронных компенсаторов, ограничителей тока;
- реконструкция распределительных электрических сетей среднего и низкого напряжения (35 - 0,38 кВ) и магистральных электрических сетей высокого напряжения (110 кВ и выше);
- замена приборов учета электрической энергии на более высокий класс точности;
- внедрение автоматизированных подстанций в системообразующих и распределительных сетях всех напряжений без постоянного дежурного персонала;
- модернизация систем освещения, внедрение автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета энергии.

Повышение энергоэффективности в учреждениях бюджетной сферы

- обязательное проведение энергоаудита учреждения (предприятия);
- модернизация, техническое перевооружение и реконструкция систем выработки, транспортировки и потребления тепловой энергии с учетом комплексно-поступательного принципа: энергоаудит, разработка мероприятий, реализация с помощью механизма различной тарификации (например: утепление должно сопровождаться реконструкцией системы отопления), а экономия от мероприятий должна идти на реализацию следующих энергосберегающих мероприятий по результатам энергоаудита и стимуляцию;
- организация тепловой защиты зданий и сооружений;
- модернизация и реконструкция действующих конденсационных и теплофикационных установок с использованием современного энергоэффективного оборудования;
- поверка, замена вышедших из строя приборов учета;
- внедрение автоматизированной системы контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
- замена окон на энергоэффективные пластиковые;
- установка рекуператоров тепла вентиляционного воздуха (централизованных и децентрализованных);
- утепление наружных ограждающих конструкций, уплотнение щелей и неплотностей оконных и дверных проемов;
- установка теплоотражающего экрана за отопительным прибором;
- оснащение отопительных приборов индивидуальными автоматическими регуляторами теплового потока (термостатами);
- модернизация, техническое перевооружение и реконструкция котельных с использованием современного энергоэффективного оборудования для теплоснабжения зданий;
- установка системы автоматического регулирования температуры теплоносителя на вводе в здание, в зависимости от температуры наружного воздуха;
- утепление труб внутренней разводки системы отопления;
- проведение промывки системы отопления;
- замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления на новые энергоэффективные котлы;
- модернизация систем освещения, с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением;
- замена существующих насосов на насосные установки с частотным преобразователем;
- установка датчиков присутствия (движения);
- применение устройств автоматического регулирования и управления вентиляционными установками в зависимости от температуры наружного воздуха, времени суток;
- модернизация электропроводки;
- установка автоматических смесителей с инфракрасными датчиками и фиксированной температурой подаваемой воды;
- закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности.

Повышение энергетической эффективности производства и ЖКХ
с использованием возобновляемых источников энергии:

- использование солнечной энергии для нагрева воды;
- преобразование солнечной энергии в электрическую энергию;
- использование ветровой энергии;
- использование энергии земли и окружающей среды;
- использование специальных электрических нагревателей для отопления и горячего водоснабжения (электродные котлы, локальные электронагреватели батарейного типа и другие устройства);
- использование и переработка биомассы для получения тепловой энергии и жидкого топлива;
- когенерационные установки.

Информационно-просветительская деятельность

В целях проведения информационно-просветительской деятельности в сфере энергоэффективности и энергосбережения целесообразна организация следующих мероприятий:
- организация работы по обучению и переподготовке специалистов для инновационного развития региона и реализации принципов энергоэффективной экономики;
- размещение информации об энергосберегающих технологиях в СМИ;
- проведение конференций, выставок, семинаров, совещаний, конкурсов;
- корректировка учебных программ в части инновационной деятельности и др.;
- проведение консультаций для предприятий и предпринимателей в выборе инновационных технологий;
- организация учебы и повышения квалификации специалистов производства и управления.

Социально-экономические результаты

Реализация Концепции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым предусматривает следующие социально-экономические результаты:

14) обеспечение технической и экономической доступности энергоресурсов для устойчивого экономического роста;
15) решение задачи энергонезависимости Республики Крым;
16) развитие высокотехнологичных производств на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым за счет создания новых субъектов малого и среднего предпринимательства;
17) увеличение инновационного потенциала;
18) увеличение инвестиционной привлекательности производственного сектора территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым за счет развития высокотехнологичных производств;
19) создание новых рабочих мест;
20) экономия затрат на энергоресурсы (как прямая от экономии электроэнергии, так и косвенная за счет повышения срока эксплуатации энергетического оборудования и снижения затрат на его обслуживание, включая ремонт и замену).

Заключительные положения

Реализация положений Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015 - 2016 годы и перспективу до 2020 года осуществляется путем разработки и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, внедрения пилотных проектов по направлениям энергоресурсосбережения, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.


------------------------------------------------------------------