Решение Севастопольского городского суда от 12.08.2015 по делу N 3-11/2015 <Об удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2 и 11 постановления Правительства Севастополя от 25.05.2015 N 435-ПП "Об утверждении Положения о порядке расчета и взимания платы с родителей города Севастополя с наличием интерната">



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2015 г. по делу № 3-11/2015

Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего - судьи Григоровой Ж.В.,
при секретаре - Л.,
с участием прокурора - Берловой В.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Прокурора г. Севастополя о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Прокурор г. Севастополя обратился в суд с заявлением и просил признать недействующим со дня принятия п. п. 2, 11 постановления Правительства Севастополя "Об утверждении Положения о порядке расчета и взимания платы родителей (законных представителей) на содержание детей в государственных образовательных организациях (учреждениях) города Севастополя с наличием интерната" № 435-ПП от 25.05.2015 г. и обязать Правительство Севастополя после вступления в силу решения суда разместить его текст на официальном сайте Правительства г. Севастополя. В обоснование заявленного требования указал, что проведенной проверкой правомерности взимания платы с родителей за содержание детей в государственных образовательных организациях с наличием интерната в г. Севастополе, что в оспариваемых положениях вышеуказанного нормативного правового акта установлена обязанность взимания платы с родителей за содержание детей в указанных образовательных учреждениях в размере ежемесячно 580 руб. 65 к., с 01.01.2015 г. по 31.08.2015 г. Таким образом, указанным положениям оспариваемого нормативного правового акта придана обратная сила, что противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Правительство Севастополя в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. В возражениях на иск указал, что заявленные требования считает не основанными на законе и просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктом "а", "б" и "е" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы обеспечения соответствия нормативных правовых актов города федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования. Следовательно, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 г. определено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
25.05.2015 г. Правительство Севастополя приняло Постановление № 435-ПП "Об утверждении Положения о порядке расчета и взимания платы родителей (законных представителей) на содержание детей в государственных образовательных организациях (учреждениях) города Севастополя с наличием интерната". Постановление было опубликовано 26.05.2015 г. на официальном сайте Правительства Севастополя.
В п. 2 названного нормативного правового акта определено установить с 01 января 2015 г. по 31.08.2015 г. размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей, проживающих в государственных образовательных организациях г. Севастополя с наличием интерната 580,65 руб. в месяц за одного ребенка, плата является фиксированной и не корректируется с учетом посещаемости ребенком учреждения. В п. 11 названного постановления определено, что оно вступает в силу со дня его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 г.
Таким образом, Правительство Севастополя определило плату за посещение ребенком государственного образовательного учреждения с наличием интерната в размере 580,65 руб. ежемесячно с 01.01.2015 г., в том числе и за прошедшее время.
Между тем, согласно ч. 8 ст. 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. предусмотрено, что за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим законом.
Из вышеприведенной правовой нормы следует, что обязанность по внесению платы за содержание детей в государственных образовательных организациях с наличием интерната не является безусловной, а возможна в случае реализации учредителем образовательной организации специального права, предоставленного ему федеральным законом. До момента принятия такого решения обязанность по внесению платы у родителей ребенка отсутствует.
Суд считает, что указанные положения Правительства нарушают права граждан и противоречат федеральному законодательству, поскольку после его принятия граждане Российской Федерации, чьи дети проживают в указанных образовательных учреждениях с наличием интерната обязаны оплачивать за их пребывание в них 580,65 руб., начиная с 01.01.2015 г. Из чего следует, что оспариваемые положения нормативного правового акта ухудшают положение родителей, чьи дети находятся в указанных образовательных организациях и фактически обращают его к исполнению обязанности не существовавшей и неурегулированной законом ранее. В связи с чем требования прокурора законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
Кроме того, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 июля 2011 года № 20, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19, 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает заявленное прокурором г. Севастополя требование законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Прокурора г. Севастополя о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 2 и 11 постановления Правительства Севастополя "Об утверждении Положения о порядке расчета и взимания платы родителей (законных представителей) на содержание детей в государственных образовательных организациях (учреждениях) города Севастополя с наличием интерната" № 435-ПП от 25.05.2015 г. со дня принятия.
Обязать Правительство города Севастополя после вступления решения суда в законную силу разместить его текст на их официальном сайте.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с 17.08.2015 г.
Решение изготовлено в окончательной форме 16.08.2015 г.

Председательствующий
Ж.В.ГРИГОРОВА


------------------------------------------------------------------