Решение Севастопольского городского суда от 19.08.2015 по делу N 3-9/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Порядка организации сезонной ярмарки "Пляжная" и Положения об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная", утв. постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2015 N 473-ПП>



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. по делу № 3-9/2015

Севастопольский городской суд, в составе:
Председательствующего, судьи - Козуб Е.В.,
при секретаре - Д.А.,
с участием:
представителя заявителя ИП Ж.Е. - В.М.,
представителя Правительства Севастополя - Ш.Д.,
представителей Государственного унитарного предприятия города федерального значения Севастополя "Благоустройство города "Севастополь" - Б.А., И.В.,
представителя Департамента городского хозяйства г. Севастополя - Б.В.,
представителя Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя - Б.Н.,
прокурора - Берловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Севастопольского городского суда гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ж.Е. о признании недействующим нормативного правового акта в части, -

установил:

Индивидуальный предприниматель Ж.Е. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в части, указав заинтересованными лицами Правительство Севастополя, Государственное унитарное предприятие города федерального значения Севастополя "Благоустройство города "Севастополь", Департамент городского хозяйства города Севастополя, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя, просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя от 05.06.2015 года № 473-ПП "Об организации сезонной ярмарки "Пляжная" в части утверждения Порядка организации сезонной ярмарки "Пляжная", признать недействующим постановление Правительства Севастополя от 05.06.2015 года № 473-ПП "Об организации сезонной ярмарки "Пляжная" в части утверждения Положения об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная", указывая, что постановление Правительства Севастополя от 05.06.2015 года № 473-ПП в части утверждения Порядка организации сезонной ярмарки "Пляжная" и в части утверждения Положения об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" постановлено с превышением полномочий, предоставленных Правительству Севастополя, с нарушением Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере регулирования торговой деятельности, что свидетельствует о незаконности указанных положений оспариваемого нормативного правового акта. Принятое Правительством Севастополя постановление № 473-ПП от 05.06.2015 года в части утверждения Порядка организации сезонной ярмарки "Пляжная", и в части утверждения Положения об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" нарушает права и охраняемые законом интересы истца, как предпринимателя, в сфере государственного регулирования торговой деятельности, которые подлежат защите в судебном порядке путем признания части положений оспариваемого нормативного правового акта недействующими. В обоснование заявленных требований указала, что из анализа содержания пунктов 2.1, 2.6, 2.8, 3.1, 3.4, 3.4.11, 3.6, пп. 3.6.2 Порядка организации сезонной ярмарки "Пляжная", утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2015 года следует, что основным критерием для приобретения статуса участника ярмарки является приобретение лицом так называемого разрешения на участие в ярмарке за денежные средства в соответствии с результатами проведенного открытого конкурса на право получения данного разрешения. Таким образом, указанным Порядком установлены правила по продаже имущественных прав на право участия субъектов предпринимательства в сезонной ярмарке "Пляжная" на соответствующих торговых местах". Также из содержания пунктов 3.1, 3.2, 4.2, 6.5, 7.1 Положения об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная", утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2015 года № 473-ПП следует, что единственным критерием, определяющим право на получение разрешения на участие субъекта предпринимательства в сезонной ярмарке "Пляжная" является цена этого права. При этом, стоимость отчуждаемого имущественного права формируется свободно и не зависит от каких-либо ценообразующих факторов. В то же время, из содержания статьи 25 Закона Севастополя "О Правительстве Севастополя" от 30.04.2014 года № 5-ЗС следует, что в сфере экономики при реализации городской политики в области экономического развития города Севастополя, обеспечения его продовольственной безопасности, осуществления сбалансированного развития потребительского рынка, полномочия Правительства Севастополя направлены непосредственно на установление правил организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города, а также, установления правил работы и порядка размещения рынков и иных торговых объектов на территории города. В перечне полномочий Правительства Севастополя не предусмотрены полномочия, предоставляющие право постоянно действующему высшему исполнительному органу государственной власти города Севастополя при установлении правил организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя осуществлять действия, направленные на продажу таких имущественных прав, как право на осуществление субъектами предпринимательства торговой деятельности на определенной территории города Севастополя, путем проведения открытого конкурса. Из содержания преамбулы оспариваемого нормативного правового акта следует, что данный правовой акт был принят Правительством Севастополя, в том числе, и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым, не только не предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности по организации продажи путем проведения открытых торгов имущественных прав на право осуществления торговой деятельности на территории организованной ярмарки, но и прямо указано, что объектом стоимости (оценки) являются предоставляемые организатором ярмарки услуги по предоставлению хозяйствующим субъектам оборудованных мест торговли, уборки территории и прочее. При этом размер платы за предоставляемые услуги определяется с учетом уже понесенных организатором ярмарки расходов по организации самой ярмарки. Заявитель полагает, что при таких обстоятельствах, постановление Правительства Севастополя от 05.06.2015 года № 473-ПП, которым утверждены Порядок организации сезонной ярмарки "Пляжная" и Положение об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" вступает в противоречие (не согласовывается) с требованиями пунктов 4 и 5 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части предоставления торговых мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) хозяйствующим субъектам на территории организованной ярмарки на основании такого критерия как продажа право на осуществление торговой деятельности на территории ярмарки путем проведения открытого конкурса. Таким образом, указанные положения части оспариваемого нормативного правового акта (постановление Правительства Севастополя от 05.06.2015 г. № 473-ПП "Об организации сезонной ярмарки "Пляжная") как Порядок организации сезонной ярмарки "Пляжная" (приложение № 2), а также Положение об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" (приложение № 3), противоречат требованием Федерального закона и приняты (утверждены) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации с превышением предоставленных ему полномочий, что свидетельствует о его незаконности и является основанием для признания оспоренных положений нормативного правового акта недействующими. Заявитель указывает, что оспариваемые положения части нормативного правового акта нарушают права и охраняемые законом ее интересы, как субъекта предпринимательства в сфере государственного регулирования торговой деятельности, так как возложение на участников ярмарки незаконных обязательств (денежных обязательств) создают препятствие участникам ярмарки по осуществлению предпринимательской деятельности, основой которой является получение прибыли.
В судебном заседании представитель заявителя В.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Севастополя с требованиями не согласился, дал пояснения согласно доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление, и указал, что заявленные требования считает не основанными на законе и просил в их удовлетворении отказать.
Представители заинтересованных лиц - Государственного унитарного предприятия города федерального значения Севастополя "Благоустройство города "Севастополь", Департамента городского хозяйства города Севастополя, Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя в судебном заседании также просили в удовлетворении требований отказать, поддержали возражения представителя Правительства Севастополя.
Прокурор Берлова Е.В. в своем заключении указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований о признании нормативного правового акта Правительства Севастополя недействующим в части, поскольку постановление Правительства Севастополя от 05.06.2015 г. № 473-ПП "Об организации сезонной ярмарки "Пляжная" не противоречит федеральному законодательству, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности, а именно по разработке и утверждению плана мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров, порядка организации ярмарки, порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке и т.п.
В судебное заседание не явилась заявитель Ж.Е., о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, сведений об уважительных причинах своей неявки, либо ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представила, воспользовалась правом на ведение своего дела в суде через представителя, полномочия которого выражены в доверенности.
Суд, в соответствии с правилами статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие заявителя.
Суд, выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, дав им надлежащую оценку, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктами "а", "б" и "е" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы обеспечения соответствия нормативных правовых актов города федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка. Следовательно, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 года определено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что заявитель Ж.Е. является индивидуальным предпринимателем, видом деятельности которой являются: деятельность баров, деятельность столовых при предприятиях и учреждениях, прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах, розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (л.д. 11 - 13, 14).
Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Обращаясь в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления Правительства Севастополя от 05.06.2015 года № 473-ПП "Об организации сезонной ярмарки "Пляжная" в части, заявитель указывает на то, что установление правил при организации ярмарки по распределению (предоставлению) торговых мест для участников ярмарки за денежные средства путем проведения открытого конкурса с критерием предложения большей цены за торговое место, возлагает на потенциальных участников ярмарки, в том числе и на нее обязательства, не предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", возложение на участников ярмарки незаконных обязательств создают препятствие участникам ярмарки по осуществлению предпринимательской деятельности, основой которой является получение прибыли.
В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 года "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 года "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.), органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:
1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;
3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;
4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
5) разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
В соответствии со статьей 11 ФЗ № 381-ФЗ от 28.12.2009 года, ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
В соответствии со ст. 25 Закона Севастополя "О Правительстве Севастополя" от 30.04.2014 № 5-ЗС, Правительство в пределах своих полномочий осуществляет городскую политику в области сбалансированного развития потребительского рынка, содействует развитию и функционированию организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; создает условия для обеспечения жителей города Севастополя услугами указанных организаций, осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей; устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных правил; осуществляет в сфере экономики иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Севастополя, иными законами города Севастополя, указами Губернатора.
Постановлением Правительства Севастополя от 04.07.2014 года № 118 "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в городе Севастополе", принятым в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Севастополя согласно приложению к данному постановлению (далее - Порядок).
В соответствии с п. 12 указанного Порядка уполномоченный орган по организации ярмарок разрабатывает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке. Информация о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней публикуется организатором ярмарки в средствах массовой информации.
Из содержания указанного пункта Порядка видно, что именно организатор ярмарки (в данном случае - Правительство Севастополя) разрабатывает порядки по организации ярмарки и предоставления мест для продажи товаров.
Из материалов дела усматривается, что 05 июня 2015 года Правительством Севастополя, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Порядком организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в городе Севастополе, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 04.07.2014 № 118, с целью проведения ярмарки на пляжах города, принято Постановление № 473-ПП "Об организации сезонной ярмарки "Пляжная", в соответствии с пунктом 1 которого постановлено организовать проведение сезонной ярмарки "Пляжная" на площадках согласно приложению № 5 к настоящему постановлению, с 10 июня по 31 октября 2015 года, ежедневно с 08.00 до 22.00.
Согласно сведениям, предоставленным представителем Правительства Севастополя, Постановление № 473-ПП "Об организации сезонной ярмарки "Пляжная" от 05 июня 2015 года было опубликовано 5 июня 2015 года на официальном сайте Правительства Севастополя.
Вышеуказанным постановлением утверждены:
план мероприятий по организации сезонной ярмарки "Пляжная" (приложение № 1),
порядок организации сезонной ярмарки "Пляжная" (приложение № 2),
положение об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" (приложение № 3),
ассортиментный перечень продукции, работ и услуг, разрешенных для реализации на сезонной ярмарке "Пляжная" (приложение № 4),
перечень площадок проведения сезонной ярмарки "Пляжная" (приложение № 4).
Администратором сезонной ярмарки "Пляжная" определено Государственное унитарное предприятие города федерального значения Севастополя "Благоустройство города "Севастополь" (п. 2.1, 2.2, 2.3, 3).
Как следует из содержания Порядка организации сезонной ярмарки "Пляжная" (далее - Порядок), данный Порядок разработан в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Порядком организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в городе Севастополе, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 04.07.2014 № 118, и регулирует порядок предоставления торговых мест на сезонной ярмарке "Пляжная" (далее - ярмарка) и организацию деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на ярмарке (п. 1.1 Порядка).
В соответствии с п. 1.2 общего положения Порядка, ярмарка организуется Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя.
Пунктом 1.4 Положения определено, что на ярмарке осуществляется торговля продукцией (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с ассортиментным перечнем продукции, работ и услуг, разрешенных для реализации на сезонной ярмарке "Пляжная", утвержденным Правительством Севастополя.
Ассортимент товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на конкретном торговом месте на ярмарке согласовывается участником ярмарки с администратором ярмарки в пределах ассортиментного перечня продукции, работ и услуг, разрешенных для реализации на сезонной ярмарке "Пляжная", утвержденного Правительством Севастополя.
Согласно пункту 2.1 раздела II Порядка указано, что распределение торговых мест для продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - торговые места) на ярмарке осуществляется администратором ярмарки в соответствии со схемой размещения торговых мест на ярмарке по результатам проведения открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" (далее - Открытый конкурс).
В соответствии с п. 2.6 Порядка, начальная цена предмета Открытого конкурса определяется администратором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней и с обязательным согласованием с Департаментом городского хозяйства города Севастополя.
Из содержания п. 2.8 Порядка следует, что предоставление администратором ярмарки торгового места на ярмарке не влечет приобретение пользователем прав собственности или аренды на соответствующий земельный участок.
Согласно п. 3.1 Порядка оборудование торговых мест производится участниками ярмарки или администратором ярмарки.
В соответствии с п. 3.4 Порядка при осуществлении деятельности по продаже товаров на ярмарке участники ярмарки обязаны: подпункт 3.4.11 произвести оплату разрешения на участие в ярмарке, а также оплату платных услуг, оказываемых администратором ярмарки.
Пунктом 3.6 Порядка на администратора ярмарки возложен ряд обязанностей, в том числе: подпунктом 3.6.2 - определить начальную цену предмета Открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней и согласовывать с Департаментом городского хозяйства города Севастополя; подпунктом 3.6.3 - разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о плане мероприятий по организации ярмарки, месте ее проведения, месте и сроках приема заявок на участие в Открытом конкурсе; подпунктом 3.6.4 - произвести подготовку площадок проведения ярмарки к проведению ярмарки, оборудовать доступное для обозрения место, на котором размещается информация об администраторе ярмарки (наименование, место нахождения), наименовании ярмарки и режиме ее работы; подпунктом 3.6.5 - обеспечить, в рамках своей компетенции, выполнение участниками ярмарки требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, а также требований настоящего Порядка и др.
Согласно Положению "Об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" (далее - Положение), настоящее Положение определяет порядок организации и проведения открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" (далее - Конкурс), условия участия в Конкурсе (п. 1.1 Положения).
Целями проведения Конкурса являются:
1) обеспечение единого порядка размещения участников ярмарки на площадках проведения сезонной ярмарки "Пляжная";
2) создание условий для предоставления жителям города Севастополя безопасных и качественных товаров и услуг (п. 1.2 Положения).
Согласно п. 1.3 Положения, отбор хозяйствующих субъектов для участия в ярмарке осуществляется путем проведения открытого конкурса.
В настоящем Положении под открытым конкурсом понимается способ отбора хозяйствующего субъекта для участия в сезонной ярмарке в местах, определенных постановлением Правительства Севастополя для организации сезонной ярмарки, победителем которого признается лицо, предложившее лучшие условия.
При организации и проведении Конкурса выделяются лоты, являющиеся предметом Конкурса, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, в конкурсной документации отдельно указываются дислокация места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (далее - Торговое место), площадь Торгового места, период функционирования Торгового места, специализация Торгового места, начальная цена предмета Конкурса.
Не допускается включение в лот более одного Торгового места.
Участник Конкурса подает заявку на участие в Конкурсе в отношении определенного лота.
В отношении каждого лота выдается отдельное разрешение на право участия в сезонной ярмарке (п. 1.3 Положения).
В соответствии с п. 1.4 Положения, плата за участие в Конкурсе не взимается.
Согласно п. 3.1, 3.2 Положения, извещение о проведении Конкурса размещается Организатором конкурса на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 7 (семь) рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
В извещении о проведении Конкурса Организатор конкурса указывает:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо Организатора конкурса;
2) предъявляемые к участникам Конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Конкурса;
3) место размещения (адрес дислокации) Торгового места, площадь Торгового места, период функционирования Торгового места, специализацию Торгового места;
4) начальную цену предмета Конкурса;
5) срок, место и порядок подачи заявок участников Конкурса;
6) место, дату и время вскрытия конвертов с предложениями участника Конкурса в отношении предмета Конкурса, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Из содержания пункта 4.2 Положения следует, что участник Конкурса подает в письменной форме заявку на участие в Конкурсе с указанием сведений об участнике Конкурса, подавшем заявку на участие в Конкурсе, - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона - и с приложением:
1) документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам Конкурса, установленным пунктом 2.1 настоящего Положения, и информационного письма о соответствии участника открытого конкурса требованиям к участникам Конкурса, установленным настоящим Положением и конкурсной документацией;
2) перечня работников, привлекаемых участником ярмарки для продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на ярмарке;
3) ценового предложения участника Конкурса в отношении предмета Конкурса, которое предоставляется в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание до вскрытия конверта.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок, которые не были отклонены, для выявления победителя Конкурса по критерию - цена предмета Конкурса, под которой понимается максимальный предложенный размер платы за получение разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная", на весь период проведения ярмарки (п. 6.5 Положения).
В соответствии с п. 7.1 Положения по результатам Конкурса разрешение на участие в сезонной ярмарке выдается на условиях, указанных в заявке, поданной участником Конкурса, признанным победителем Конкурса, и в конкурсной документации.
При выдаче разрешения на участие в сезонной ярмарке его цена не может быть ниже начальной цены предмета Конкурса, указанной в извещении о проведении Конкурса.
Из приведенных выше положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что организация ярмарок и предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются с учетом общих требований, установленных Федеральным законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности, а именно по разработке и утверждению плана мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров, порядка организации ярмарки, порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, обжалуемое постановление принято Правительством Севастополя в пределах своих полномочий в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Также, исходя из вышеизложенного следует, что обжалуемое постановление Правительства Севастополя (в его части, оспариваемой заявителем) от 05.06.2015 года № 473-ПП, которым были утверждены Порядок организации сезонной ярмарки "Пляжная" (приложение № 2) и Положение об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" (приложение № 3), не противоречит требованиям пунктов 4 и 5 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части предоставления торговых мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) хозяйствующим субъектам на территории организованной ярмарки.
Так, согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
В соответствии с п. 3.6.2 Порядка организации сезонной ярмарки "Пляжная" (приложение № 2) обжалуемого постановления Правительства Севастополя № 473-ПП от 05.06.2015, администратор ярмарки обязан определить начальную цену предмета Открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.
В соответствии с пунктом 2.6 данного Порядка, начальная цена предмета открытого конкурса определяется администратором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.
Как усматривается из материалов дела, начальная цена открытого конкурса на сезонную ярмарку "Пляжная" (пляжи "Хрустальный" (места 4, 8, 12, 5, 6, 7, 9, 10, 13), "Омега" (места 1, 6, 17, 18, 20, 22, 23, 31) состоит из таких расходов как подметание территории, подбор мусора, очистка урн, вывоз мусора, захоронение ТБО.
Также, в соответствии с пунктом 3.6 указанного Порядка, администратор ярмарки размещает в средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о плане мероприятий по организации ярмарки, месте ее проведения, месте и сроках приема заявок на участие в Открытом конкурс, производит подготовку площадок проведения ярмарки к проведению ярмарки, оборудует места, обеспечивает, в рамках своей компетенции, выполнение участниками ярмарки требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, а также требований настоящего Порядка, в соответствии с требованиями санитарных правил организует уборку территории и вывоз мусора, обеспечивает условия для установки, в случае необходимости, измерительных приборов, контрольно-кассовой техники, контролирует осуществление продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), надлежащее санитарно-гигиеническое состояние мест торговли, обеспечивает освобождение площадок проведения ярмарки от размещенных объектов и оборудования и приведение ее в надлежащее санитарно-техническое состояние по окончании проведения ярмарки.
Плата за участие в конкурсе, в соответствии с п. 1.4 Положения об организации и проведении открытого конкурса на право получения и разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная", не взимается.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Севастополя от 05.06.2015 г. № 473-ПП "Об организации сезонной ярмарки "Пляжная" в оспариваемой его части - Порядка организации сезонной ярмарки "Пляжная" (приложение № 2) и Положения об организации и проведении открытого конкурса на право получения разрешения на участие в сезонной ярмарке "Пляжная" (приложение № 3) соответствует требованиям действующего Федерального закона и принято высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации - Правительством Севастополя в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействующим вышеуказанного нормативного правового акта в части.
Также, суд принимает во внимание, что заявителем не доказано нарушение ее интересов, поскольку она, как индивидуальный предприниматель, не обращалась с заявкой и необходимыми документами к организатору или администратору сезонной ярмарки, не изъявила желание участвовать в данном конкурсе и ярмарке, ей не отказано в принятии таких документов по каким-либо предусмотренным федеральным законом или нормативно-правовым актам основаниям, она не участвовала в конкурсе.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ, при разрешении судом вопросов о судебных расходах, суд приходит к выводу, что поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы, понесенные заявителем, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд, -

решил:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Ж.Е. о признании недействующим нормативного правового акта в части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 21.08.2015 года.

Председательствующий, судья
Е.В.КОЗУБ


------------------------------------------------------------------