Указ Главы Республики Крым от 26.08.2015 N 224-У "О создании Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Крым"



26 августа 2015 года N 224-У

------------------------------------------------------------------

УКАЗ

ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О СОЗДАНИИ МЕЖОТРАСЛЕВОГО СОВЕТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПРИ ГЛАВЕ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В соответствии со статьями 64, 65 Конституции Республики Крым, Концепцией создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 1689-р, в целях обеспечения общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, учета мнения потребителей при принятии решений об установлении тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий, обеспечения максимальной открытости процесса принятия решений по вопросам инвестиционных программ, тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий постановляю:

1. Создать Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий.

2. Утвердить прилагаемое Положение о Межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий.

Глава Республики Крым
С.АКСЕНОВ
г. Симферополь
26 августа 2015 года
№ 224-У





Приложение
к Указу
Главы Республики Крым
от 26.08.2015 № 224-У

ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖОТРАСЛЕВОМ СОВЕТЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

1. Общие положения

1.1. Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий (далее - Совет) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Главе Республики Крым.
1.2. Для целей настоящего Положения в соответствии с реестром субъектов естественных монополий под субъектами естественных монополий понимаются хозяйствующие субъекты, занятые производством и реализацией на территории Республики Крым услуг по передаче электрической энергии, тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, газоснабжению, осуществляющие железнодорожные перевозки, услуги аэропортов, портов и транспортных терминалов, услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи в условиях естественной монополии, цены (тарифы) на товары и услуги которых подлежат государственному регулированию.
1.3. Совет создается в целях доведения до сведения Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым и субъектов естественных монополий позиции потребителей, достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров и услуг для потребителей.
1.4. Совет не рассматривает обращения, связанные со спорами хозяйствующих субъектов, а также жалобы на решения судов, действия органов следствия и дознания, иных органов.
1.5. Совет осуществляет свою деятельность независимо от работы иных отраслевых, общественных и экспертных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Крым, субъектов естественных монополий и Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.
При этом в целях создания эффективной системы общественного контроля Совет взаимодействует с перечисленными отраслевыми, общественными и экспертными советами, проводит совместные совещания, в том числе на постоянной основе, по вопросам, относящимся к компетенции Совета.
1.6. Совет в своей деятельности руководствуется следующими принципами:
1.6.1. полноты учета мнения широкого круга потребителей, предусматривающего участие Совета на каждом этапе формирования и реализации инвестиционной программы субъекта естественной монополии и формирования тарифов на его товары и услуги с обязательным итоговым учетом мнения Совета и их публичным размещением в открытом доступе.
При наличии замечаний или комментариев по инвестиционным программам субъектов естественных монополий, проектам тарифных заявок и устанавливаемым тарифам Совет направляет их в форме таблицы для последующего рассмотрения на заседании правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.
Под учетом мнения понимается необходимость на всех стадиях рассмотрения инвестиционных программ субъектов естественных монополий и принятия решений по тарифам рассматривать представленные Советом в письменном виде мнения и замечания. Представленные замечания должны быть рассмотрены в обязательном порядке с представлением письменного обоснования по каждой позиции в течение 5 рабочих дней с момента их поступления;
1.6.2. независимости, при которой текущая профессиональная деятельность отдельных членов Совета не должна влиять на объективность и независимость принимаемых ими решений;
1.6.3. баланса представительства, обеспечивающего сбалансированное представительство в Совете различных групп;
1.6.4. открытости и гласности деятельности Совета на всех этапах, осуществляемых посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном портале Правительства Республики Крым стенограмм и протоколов заседаний Совета, решений и рекомендаций Совета и других документов по деятельности Совета, а также обеспечения интернет-трансляций заседаний Совета (при наличии технической возможности).
На заседаниях Совета могут присутствовать все заинтересованные граждане и представители средств массовой информации. Все протоколы решений подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном портале Правительства Республики Крым.
1.7. Совет в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Положением.
1.8. Работа членов Совета осуществляется на безвозмездной добровольной основе.
1.9. Порядок внутренней организации и деятельности Совета, порядок проведения его заседаний определяются Регламентом, утверждаемым Советом.

2. Задачи и основные направления деятельности Совета

2.1. Основными задачами Совета являются:
2.1.1. участие в разработке и обсуждении стратегических документов Республики Крым, которые могут определять перечень инвестиционных объектов субъектов естественных монополий, подлежащих последующему включению в инвестиционные программы субъектов естественных монополий (схемы территориального планирования Республики Крым, прогнозы социально-экономического развития Республики Крым и др.) в соответствии с регламентом участия Советов в разработке и обсуждении указанных стратегических документов;
2.1.2. подготовка заключений на проекты инвестиционных программ субъектов естественных монополий с учетом защиты интересов потребителей, итогов широкого общественного обсуждения, а также взаимосвязи со стратегическими документами в сфере социально-экономического развития Республики Крым;
2.1.3. осуществление общественного контроля формирования и реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
2.1.4. осуществление общественного контроля тарифного регулирования субъектов естественных монополий с учетом поступивших предложений по установлению тарифов на товары (услуги) субъектов естественных монополий;
2.1.5. обеспечение взаимодействия потребителей с Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым, субъектами естественных монополий, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, осуществляющими функции по согласованию и утверждению инвестиционных программ субъектов естественных монополий.
2.2. Задачи, стоящие перед Советом, с учетом специфики сфер деятельности субъектов естественных монополий могут реализовываться:
2.2.1. на стадии формирования и утверждения схем территориального планирования Республики Крым и других стратегических документов по вопросам территориального и экономического развития Республики Крым посредством учета мнения по стратегическим документам развития соответствующей отрасли естественной монополии, социально-экономического развития Республики Крым, схемам территориального планирования и т.д.;
2.2.2. на стадии формирования и утверждения инвестиционных программ субъектов естественных монополий посредством:
оценки соответствия положений проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии стратегическим документам по вопросам развития соответствующей отрасли естественных монополий, территориального и экономического развития Республики Крым;
анализа показателей экономической, технологической, социальной и экологической эффективности проектов инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
оценки проведенной экспертизы проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии и при необходимости инициирования повторной экспертизы (в соответствии со стандартом проведения публичного технологического и ценового аудита);
подготовки заключения на проект инвестиционной программы субъекта естественной монополии, содержащего в том числе оценку обоснованности включения тех или иных объектов в инвестиционную программу, оценку показателей эффективности инвестиционной программы, оценку обоснованности источников финансирования и их объемов;
представления альтернативных предложений при формировании инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
оценки степени соответствия потребностям потребителей с учетом сохранения надежности системы и качества;
привлечения к рассмотрению проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии независимых экспертов и специализированных организаций;
проведения общественного обсуждения проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии с использованием официального портала Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и подготовки предложений по корректировке программы по результатам общественного обсуждения;
подготовки рекомендаций для субъекта естественных монополий и (или) Совета министров Республики Крым о целесообразности утверждения (корректировки) проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
размещения вышеуказанных документов и материалов на официальном портале Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2.2.3. на стадии реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий посредством:
осуществления мониторинга хода реализации инвестиционной программы субъекта естественной монополии, достижения (недостижения) целевых показателей инвестиционной программы, соблюдения (несоблюдения) графика и объемов финансирования инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
оценки загруженности построенных (модернизированных) мощностей, их востребованности;
осуществления мониторинга закупок, цен и договорных условии в рамках осуществления инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
подготовки по результатам анализа заключения для субъекта естественной монополии и (или) Совета министров Республики Крым о выявленных несоответствиях и возможностях повышения эффективности в ходе реализации инвестиционной программы и предложений по дальнейшей реализации программы;
привлечения независимых экспертов и специализированных организаций при проведении анализа;
оценки и проведения независимой экспертизы эффективности и результативности реализации инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
заказа независимой экспертизы, в том числе после завершения реализации инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
представления заключений по результатам исполнения инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
размещения вышеуказанных документов и материалов на официальном портале Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2.2.4. на стадии осуществления контроля тарифного регулирования субъектов естественных монополий посредством:
формирования заключений по проекту тарифных решений;
представления альтернативных предложений по рассмотрению регуляторных заявок в интересах потребителей;
анализа последствий предлагаемых тарифных решений;
2.2.5. на стадии урегулирования споров посредством:
участия в рассмотрении в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов);
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - оказания содействия защите прав потребителей путем направления Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым предложений об обращении с иском в суд о прекращении противоправных действий со стороны субъектов естественных монополий в отношении неопределенного круга лиц;
оказания содействия во внесудебном урегулировании текущих споров между потребителями и субъектами естественных монополий;
обращения в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации по вопросам рассмотрения разногласий, связанных с вопросами регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
2.3. Задачи Совета по осуществлению контроля тарифного регулирования достигаются посредством:
участия представителей в заседаниях правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым;
подготовки заключений на проект тарифных решений, включая оценку последствий предлагаемых решений;
проведения экспертизы обоснованности регуляторной заявки;
анализа последствий предлагаемых тарифных решений;
проведения Советом общественного обсуждения вопросов установления (изменения) тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий с использованием официального портала Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доведения мнения потребителей до Главы Республики Крым и (или) субъекта естественных монополий.
2.4. Задачи Совета также могут быть реализованы посредством участия Совета или (и) представителей в разработке (изменении или дополнении) нормативных правовых актов, регламентирующих в том числе различные аспекты деятельности субъектов естественных монополий, Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, вопросы тарифной политики и др.

3. Права Совета

3.1. В целях осуществления своей деятельности Совет имеет право:
3.1.1. при проведении анализа, мониторинга и оценки эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий знакомиться с полным объемом информации, относящейся к рассматриваемой инвестиционной программе, а также разработке и утверждению тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
3.1.2. знакомиться с отчетами об этапах реализации инвестиционных программ и об оценке эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий, включая прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Крым, схемами территориального планирования, стратегиями развития, результатами независимой экспертизы;
3.1.3. запрашивать у исполнительных органов государственной власти Республики Крым и организаций информацию по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
3.1.4. взаимодействовать с общественными и экспертными советами при исполнительных органах государственной власти Республики Крым и субъектов естественных монополий, в том числе участвовать в их заседаниях.
3.2. Для реализации возложенных на него задач имеет право формировать рабочие группы из числа членов Совета по вопросам, входящим в его компетенцию.

4. Формирование Совета

4.1. Требования, предъявляемые к лицам, входящим в состав Совета: наличие профессиональных знаний, навыков и квалификации.
В Совет не могут входить представители исполнительных органов государственной власти Республики Крым, а также представители субъектов естественных монополий или аффилированные с такими субъектами лица.
4.2. Состав Совета утверждается Главой Республики Крым.
4.3. Принцип формирования Совета:
треть общего числа состава Совета потребителей обеспечивается участием представителей крупных потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, представителей региональных отделений общероссийских общественных организаций, региональных бизнес-ассоциаций;
треть общего числа состава Совета потребителей обеспечивается участием представителей общественных некоммерческих организаций и (или) организаций по защите прав потребителей;
треть общего числа состава Совета потребителей обеспечивается участием представителей федеральных парламентских политических партий, представителей органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Также в состав членов Совета могут входить уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Крым и представитель Общественной палаты Республики Крым.
4.4. Кандидатуры, предлагаемые к утверждению в качестве членов Совета и председателя (сопредседателей) Совета, вносятся на рассмотрение Главы Республики Крым Общественной палатой Республики Крым.
В ходе формирования состава Совета Общественная палата Республики Крым направляет в адрес крупных потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, деловых, общественных, некоммерческих организаций и политических организаций и политических партий письма с предложением представить кандидатуры в состав Совета. Срок рассмотрения представленных организациями предложений Общественной палаты Республики Крым составляет не более двух недель с момента направления запроса.
По истечении указанного срока на основании представленных предложений Общественная палата Республики Крым формирует проект состава Совета, опираясь на принцип баланса представительства участников, предусмотренный пунктом 4.3 настоящего Положения.
В случае отказа одной из указанных в пункте 4.3 настоящего Положения групп организаций от представления кандидатур в состав Совета либо непредставления кандидатур в указанные сроки Общественная палата Республики Крым вправе перераспределить 1/3 мест между представителями других групп организаций.
4.5. Внутри Совета могут формироваться отраслевые палаты.

5. Права и обязанности членов Совета

5.1. Член Совета имеет право:
принимать участие в заседаниях Совета;
в устной и письменной форме выражать свое мнение по вопросам деятельности Совета;
получать от Совета консультационную и методическую помощь;
вносить на рассмотрение Совета предложения по направлениям его деятельности и участвовать в обсуждении всех рассматриваемых вопросов в соответствии с регламентом Совета.
5.2. Член Совета обязан:
соблюдать нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, настоящее Положение;
выполнять решения и поручения Совета, принятые в пределах его полномочий, определенных настоящим Положением;
руководствоваться целями, задачами и принципами деятельности Совета;
строго придерживаться решений Совета, принятых им по направлениям своей деятельности.
5.3. Председатель Совета:
руководит работой Совета;
председательствует на заседаниях Совета;
принимает решение о созыве и сроках проведения очередных и внеочередных заседаний Совета;
подписывает принятые Советом решения;
устанавливает полномочия заместителя (заместителей) Председателя Совета.
5.4. Ответственный секретарь Совета:
осуществляет общую координацию подготовки заседаний Совета, публикации материалов заседаний Совета, прохождения и реализации решений, рекомендаций, запросов, предложений и замечаний по итогам заседания Совета;
осуществляет организацию работы Совета в период между его заседаниями;
осуществляет информационно-аналитическую и научно-методическую поддержку деятельности Совета;
ведет и оформляет протоколы заседаний Совета;
осуществляет иные функции в соответствии с Регламентом Совета.

6. Деятельность Совета

6.1. Основной формой деятельности Совета являются заседания Совета, которые проводятся в соответствии с графиком рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Совета, но не реже одного раза в полугодие.
6.2. Заседания Совета могут считаться состоявшимися в случае присутствия на заседании половины членов Совета от установленной его численности.
6.3. Внеочередное заседание Совета может быть проведено по инициативе не менее чем 1/3 членов Совета или Главы Республики Крым.
6.4. На первом заседании Совета из состава его членов простым большинством голосов присутствующих на заседании избираются Председатель (сопредседатели) и заместитель председателя (сопредседателей) Совета.
6.5. Члены Совета назначаются сроком на 3 года, Председатель (сопредседатели) - на 1 год. По истечении срока полномочий в формате голосования выносится вопрос о ротации Председателя (сопредседателей) Совета и отдельных его членов.
6.6. Техническая организация деятельности Совета может осуществляться его секретариатом. Количество членов секретариата и кандидатура секретаря Совета утверждаются решением Совета.
6.7. Решения по рассмотренным вопросам принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего количества членов Совета.
При равенстве голосов членов Совета голос Председателя (сопредседателей) Совета является решающим.
Член Совета участвует в заседаниях Совета лично либо направляет представителя по доверенности. Если член Совета не может лично присутствовать на заседании Совета, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое приравнивается к участию в заседании Совета и учитывается при голосовании и принятии решения.
Члены Совета, не согласные с решением Совета, могут изложить свое особое мнение, которое вносится в протокол заседания.
6.8. Заседания Совета могут проводиться при участии уполномоченных представителей исполнительных органов власти Республики Крым и представителей субъектов естественных монополий без права голоса.
Уровень представителей от исполнительных органов государственной власти Республики Крым не может быть ниже руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Крым, от субъектов естественных монополий - не ниже уровня члена правления или заместителя генерального директора.
6.9. Также могут быть приглашены представители органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
6.10. Решения отражаются в протоколах заседаний Совета, которые подлежат размещению на официальном портале Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6.11. Решения Совета носят открытый рекомендательный характер. Протоколы, решения, стенограммы заседаний Совета, а также иные документы подлежат размещению на официальном портале Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При наличии технической возможности заседания Совета могут сопровождаться интернет-трансляцией.
6.12. На заседаниях Совета могут без ограничений присутствовать представители средств массовой информации.
6.13. В конце года Совет публикует отчет о результатах проведенной работы и размещает его на официальном портале Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

7. Участие представителей в деятельности
Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым

7.1. Для представления позиции Совета по инвестиционным программам, тарифам (регуляторным заявкам) в правление Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (далее - правление) направляются представители в составе 3 человек, избираемые членами Совета из его состава на заседании Совета.
7.2. Представители участвуют в заседаниях правления без права голоса.
7.3. Представители имеют право:
вносить замечания и предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить проекты решений и поправок к ним;
представлять мнение потребителей и (или) решения Совета на заседании правления;
выступать, задавать вопросы, давать справки;
иметь особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое вносится в протокол заседания правления.
7.4. Представители участвуют в заседании правления без права замены. Если кто-либо из трех представителей не может присутствовать на заседании правления по уважительным причинам, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое приравнивается к участию в заседании правления.
7.5. Представители исполняют свои обязанности исключительно на безвозмездной основе.

8. Участие представителя потребителей
в деятельности субъектов естественных монополий

8.1. Для представления позиции Совета по инвестиционным программам, тарифам (регуляторным заявкам) на заседании соответствующего органа управления субъекта естественной монополии, уполномоченного утверждать инвестиционные программы субъектов естественных монополий и подготовку регуляторных заявок (далее - Орган управления субъекта естественных монополий), направляются не более трех человек, избираемых членами Совета из его состава на заседании Совета (далее - Уполномоченные).
8.2. Уполномоченные участвуют в заседаниях без права голоса.
8.3. Уполномоченные имеют право:
предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях;
вносить замечания и предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить проекты решений и поправок к ним;
представлять мнение потребителей и (или) решения Совета на заседании инвестиционного комитета;
выступать, задавать вопросы, давать справки;
иметь особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое вносится в протокол заседания.
8.4. Уполномоченные участвуют в заседании Органа управления субъекта естественной монополии без права замены. Если кто-либо из Уполномоченных не может присутствовать на заседании Органа управления субъекта естественной монополии, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.
8.5. Уполномоченные исполняют свои обязанности исключительно на безвозмездной основе.


------------------------------------------------------------------