По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Севастопольского городского суда от 11.09.2015 по делу N 3-10/2015, М-24/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 704 "О мерах по упорядочению размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети и общественного питания на территории города Севастополя" и утвержденного им Порядка выдачи свидетельств на право размещения нестационарных торговых объектов>
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2015 г. по делу № 3-10/2015, М-24/2015
город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи Лядовой Т.Р.
при секретаре судебно заседания Д.
при участии:
от индивидуальных предпринимателей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5: ФИО6,
от Правительства Севастополя: ФИО7
прокурора ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 3-10/2015 (№ М-242015)
по заявлению индивидуальных предпринимателей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,
заинтересованное лицо: Правительство Севастополя,
при участии Прокуратуры города Севастополя
о признании противоречащим закону в части нормативного правового акта Правительства Севастополя
установил:
12 августа 2015 года индивидуальные предприниматели ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в Севастопольский городской суд с заявлением, уточнив свои требования, просили признать противоречащими федеральному законодательству:
- положения Порядка выдачи свидетельств на право размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 704-ПП от 31.12.2014 "О мерах по упорядочению размещения нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети и общественного питания на территории города Севастополя", в части нераспространения указанного Порядка на размещение заявителями нестационарных торговых объектов (далее по тексту - НТО), находящихся на территории Исторического бульвара города Севастополя до разработки и утверждения проекта реконструкции данной территории;
- пункты 5; 8.1 постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 704-ПП "О мерах по упорядочению размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети и общественного питания на территории города Севастополя", пункты 2.1; 2.2; 4.6 Порядка (приложение № 1 к постановлению Правительства Севастополя № 7-4-ПП от 31.12.2014) в редакции от 29.05.2015 в части возложения на заявителей обязанностей по получению свидетельств на право размещения своих НТО и в части того, что указанное свидетельство является документом, подтверждающим право на размещение НТО заявителей на территории Исторического бульвара в городе Севастополе.
Требования заявителей мотивированы тем, что ими на протяжении длительного периода времени осуществлялась предпринимательская деятельность путем размещения НТО на территории Исторического бульвара в городе Севастополе. Обжалуемым постановлением Правительства Севастополя утвержден порядок выдачи свидетельств на право размещения НТО в подпункте 5 пункта 1.2 которого указано, что этот порядок не распространяется на размещение НТО, находящихся, в частности, на территории Исторического бульвара в городе Севастополе, что, по мнению заявителей, является нарушением положений части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, заявители указывают, что пунктом 5 обжалуемого постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 704-ПП утвержден Порядок выдачи Свидетельства на право размещения нестационарных торговых объектов мелкорозничной сети, а пунктом 8.1 постановления установлено, что указанное Свидетельство является документом, подтверждающим право на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Севастополя, что, по мнению заявителей, противоречит части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель заявителей ФИО6 настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным как в первоначальном заявлении, так и в заявлении об уточнении требований от 20 августа 2015 года.
Представитель Правительства Севастополя в судебном заседании просил суд отказать заявителям в удовлетворении требований в полном объеме по тем основаниям, что ими не приведены объективные обстоятельства и в подтверждение них не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым нормативным правовым актом Правительства Севастополя, в том числе его отдельными положениями, были нарушены права, законные интересы и свободы заявителей.
Прокурор в судебном заседании просил суд отказать заявителям в удовлетворении требований, поскольку при принятии обжалуемого постановления Правительством Севастополя не было допущено нарушение их прав и законных интересов.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления согласно положениям статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" определены полномочия высшего исполнительного органа государственной власти города Севастополя.
В соответствии с частью 16 статьи 25 Закона города Севастополя "О Правительстве Севастополя" Правительство наделено полномочиями по установлению правил организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правил работы и порядка размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя.
Реализуя указанные выше полномочия, Правительством Севастополя было принято постановление от 31.12.2014 № 704 "О мерах по упорядочению размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети общественного питания на территории города Севастополя", которым утвержден Порядок выдачи свидетельств на право размещения НТО, а также постановление от 29.05.2015 № 459-ПП "О мерах по реализации постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП "О создании Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и утверждении Порядка разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя" и о внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 704, от 31.03.2015 № 246-ПП, от 05.05.2015 № 357-ПП, изложившие Порядок выдачи свидетельства в новой редакции (л.д. 107 - 145).
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Утверждение схемы размещения НТО, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (части 3, 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Судом бесспорно установлено, что на момент рассмотрения данного дела Правительством Севастополя в установленном законом порядке еще не утверждена схема размещения НТО, а обжалуемое постановление принято в целях урегулирования правоотношений по размещению НТО до утверждения соответствующей схемы.
Пунктами 5, 8.1 постановления от 31.12.2014 № 704 (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Порядок выдачи Свидетельства на право размещения НТО и установлено, что Свидетельство на право размещения НТО, выданное в соответствии с настоящим постановлением, является документом, подтверждающим право на размещение НТО на территории города Севастополя.
Подпунктом 5 пункта 1.2 Порядка выдачи свидетельств на право размещения НТО установлено, что до разработки и утверждения проекта реконструкции, указанный порядок не распространяется, в частности, на размещение НТО, находящихся на территории Исторического бульвара.
Суд считает несостоятельными ссылки заявителей на то, что обжалуемое постановлении противоречит положениям пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" по следующим основаниям.
Согласно приказу Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2011 № 244 "Об утверждении Порядка размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности" Паспорт привязки временного сооружения являлся основанием для размещения соответствующего НТО.
Из материалов дела усматривается, что индивидуальный предприниматель ФИО2 установил НТО на территории Исторического бульвара на основании Паспорта привязки временного сооружения (далее - паспорт привязки), выданного Ленинской районной государственной администрации г. Севастополя 09.09.2013, срок действия которого истек 01.01.2014 (л.д. 168).
Индивидуальный предприниматель ФИО3 установила НТО на территории Исторического бульвара на основании Паспорта привязки, срок действия которого истек 01.01.2015 (л.д. 174).
Индивидуальный предприниматель ФИО5 установила НТО на территории Исторического бульвара на основании Паспорта привязки, действительного до 01.07.2014 (л.д. 193).
Индивидуальному предпринимателю ФИО4 в порядке, установленном на момент возникновения правоотношений, вообще не выдавалось разрешительных документов на установление НТО на территории Исторического бульвара в городе Севастополе.
При таких обстоятельствах, предусмотренная пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" дополнительная гарантия для лиц, эксплуатирующих НТО, в рассматриваемой ситуации не применима, поскольку на момент принятия обжалуемого постановления у заявителей истек срок действия Паспортов привязки временных сооружений.
Временное исключение Правительством Севастополя территории Исторического бульвара, на котором расположен мемориальный комплекс памятников обороны города Севастополя в 1854 - 1855 годах, из правового регулирования по размещению НТО, по мнению суда, не может рассматриваться как нарушение прав заявителей на свободу экономической деятельности и поддержкой конкуренции, гарантированных Конституцией РФ, поскольку изменение места ведения бизнеса не может быть препятствием для стабильного ведения предпринимательства.
Суд находит несостоятельными доводы заявителей на противоречие статье 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" пунктов 5 и 8.1 обжалуемого постановления в части возложения на заявителей обязанности по получению Свидетельства на право размещения НТО, поскольку Порядок выдачи свидетельств, утвержденный Постановлением № 704-ПП и изложенный в новой редакции Постановлением № 459-ПП, не предусматривает возложение на субъектов хозяйствования обязанности получения свидетельства на право размещения НТО, а предоставляет им такое право.
Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности с использованием НТО не может носить произвольный характер и подлежит регулированию органами местного самоуправления.
В соответствии с этим оспариваемое постановление не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при размещении НТО баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей города Севастополя, а потому Правительство Севастополя, действуя в пределах своих полномочий, вправе решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для осуществления предпринимательской деятельности.
Следует также отметить, что Исторический бульвар является памятником истории национального значения. Постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 № 276-ПП Исторический бульвар, как комплексный памятник, и отдельные памятники и строения, находящиеся на территории Исторического бульвара, включены в перечень культурного наследия.
Подпунктом "в" пункта 10 и подпунктом "д" пункта 11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны и режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом требований ограничения хозяйственной деятельности, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения временных построек, киосков, навесов.
При таких обстоятельствах, Правительство Севастополя правомерно включило Исторический бульвар в перечень территорий, на которые не распространяется Порядок выдачи свидетельств на право размещения НТО до разработки и утверждения проектов реконструкций указанных территорий.
Исследовав имеющиеся доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление принято Правительством Севастополя в пределах компетенции, с соблюдением необходимого баланса между какими-либо неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов индивидуальных предпринимателей и целями, на достижение которых направлено это решение.
Учитывая изложенное, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуюсь статьями 252, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление индивидуальных предпринимателей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2015 года.
Судья
Т.Р.ЛЯДОВА
------------------------------------------------------------------