Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.03.2015 по делу N А83-3006/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 N 1080-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу № А83-3006/2014

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена "11" марта 2015 года.
Полный текст решения изготовлен "16" марта 2015 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ищенко И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению:
Центрального союза потребительских обществ Украины
к Совету министров Республики Крым
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Крымского республиканского объединения организации профсоюзов - "Федерация независимых профсоюзов Крыма"
о признании ненормативного правового акта в части недействительным
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от истца - С.А., представитель по доверенности от 26.11.2014;
от ответчика - Б.В., представитель по доверенности № 01-01/3143 от 20.11.2014;
от ответчика - Т.С., представитель по доверенности № 01-01/3505 от 15.12.2014;
от третьего лица - не явился,

установил:

Центральный союз потребительских обществ Украины обратился в Хозяйственный суд Республики Крым с иском к Совету министров Республики Крым с требованиями о признании ненормативного правового акта в части недействительным.
Определением Хозяйственного суда Республики Крым от 13.11.2014 исковое заявление Центрального союза потребительских обществ Украины принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 04.12.2014.
Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" № 6-ФКЗ от 21.03.2014.
В соответствии с частями 5, 7 статьи 9 указанного Закона до создания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя судов Российской Федерации правосудие от имени Российской Федерации на указанных территориях осуществляют суды, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Заявления по хозяйственным спорам, принятые к производству судами первой инстанции, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и не рассмотренные на этот день, рассматриваются по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года № 21 "О дне начала деятельности федеральных судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определено считать днем начала деятельности Верховного Суда Республики Крым, Арбитражного суда Республики Крым, районных и городских судов Республики Крым, Крымского гарнизонного военного суда, Севастопольского городского суда, Арбитражного суда города Севастополя, районных судов города Севастополя, Севастопольского гарнизонного военного суда, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда - 26.12.2014.
Распоряжением Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2014 сформирован новый состав суда.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 13.01.2015 рассмотрение дела № А83-3006/2014 продолжено в Арбитражном суде Республики Крым, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Крымское республиканское объединение организации профсоюзов - "Федерация независимых профсоюзов Крыма" и назначено предварительное судебное заседание на 02.02.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 02.02.2015 суд закончил подготовку дела к судебному разбирательству и назначил судебное заседание на стадии судебного разбирательства на 13.02.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 13.02.2015 судебное разбирательство по ходатайству сторон отложено на 10.03.2015.
В судебном заседании, что состоялось 10.03.2015 истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, настаивал на удовлетворении, ранее заявленного ходатайства о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство имущественных и земельных отношений Республики.
От представителя Совета министров Республики Крым поступили письменные пояснения по сути спора, а также копии Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Представители заявителя против удовлетворения ходатайства возражали, поскольку к полномочиям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относится ведение собственностью Республики Крым, при этом имущество Лечебно-оздоровительного центра "УКООПСПИЛКА" принадлежит Укоопсоюзу на праве коллективной собственности.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.03.2015 суд отказал в удовлетворении ходатайства Совета министров Республики Крым о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство имущественных и земельных отношений Республики.
В судебном заседании 10.03.2015 объявлен перерыв до 11.03.2015 до 11 часов 30 минут, в связи с непредоставлением устава и пояснений Крымского республиканского объединения организации профсоюзов - "Федерация независимых профсоюзов Крыма".
После перерыва явку в судебное заседание 11.03.2015 представитель Крымского республиканского объединения организации профсоюзов - "Федерация независимых профсоюзов Крыма" не обеспечил.
11.03.2015 от третьего лица через канцелярию суда поступило ходатайство о приобщении истребованных судом документов к материалам дела, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя Крымского республиканского объединения организации профсоюзов - "Федерация независимых профсоюзов Крыма".
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик против иска возражал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, представителя Совета министров Республики Крым, учитывая пояснения Крымского республиканского объединения организации профсоюзов - "Федерация независимых профсоюзов Крыма", судом установлено следующее.
Советом министров Республики Крым принято Распоряжение Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 № 1080-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым".
Пунктом 6 Распоряжения № 1080-р внесены изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 602-р "Об управлении имуществом", а именно переданы в безвозмездное пользование Федерации независимых профессиональных союзов Крыма единые имущественные комплексы Лечебно-оздоровительного центра "УКООПСПИЛКА" г. Алупка, ул. Чатырдагская, д. 3А.
Как указывает заявитель, Постановлением Правления Центрального союза потребительских обществ Украины (Укоопспилка) от 22.06.2009 № 176 создано структурное подразделение "Лечебно-оздоровительный центр "Укоопспилка" путем выделения из Укоопспилки на отдельный баланс, с передачей ему соответствующей части активов и пассивов Укоопспилки на 30.06.2009.
На основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество серия ЯЯЯ № 368590 от 27.04.2005 Центральному союзу потребительских обществ Украины на праве коллективной собственности принадлежит имущество, находящееся по адресу: Автономная Республика Крым, г. Алушта, ул. Чатырдагская, д. 3а.
Считая, что Республика Крым не являлась законным собственником имущества "Лечебно-оздоровительный центр "Укоопспилка", у Совета министров Республики Крым отсутствовало правомочие на распоряжение этим имуществом, в том числе путем передачи в безвозмездное пользование Крымскому республиканскому объединению организаций профсоюзов - "Федерация независимых профсоюзов Крыма", Центральный союз потребительских обществ Украины обратился в суд с данным исковым заявлением.
18.03.2014 Республика Крым была принята в состав Российской Федерации на основании договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" № 6-ФКЗ от 21.03.2014 (далее - Закон № 6-ФКЗ).
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6 Закон № 6-ФКЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 83 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 84 Конституции Республики Крым определено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
В соответствии с положениями части 2 статьи 1 Закона Республики Крым "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" № 46-ЗРК от 30.07.2014, в собственности Республики Крым может находиться имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями Республики Крым на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Республики Крым "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" № 46-ЗРК от 30.07.2014, Совет Министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством Республики Крым; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим законом и законодательством Республики Крым.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Государственного Совета Республики Крым № 1745-6/14 от 17.03.2014 года "О независимости Крыма", собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республики Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым.
В свою очередь, истец считает, что "Лечебно-оздоровительный центр "Укоопспилка", находившееся в собственности Центрального союза потребительских обществ Украины не является общественной организацией, в связи с чем не подпадает под действие пункта 7 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.14 за № 1745-6/14 "О независимости Крыма" и не может считаться государственной собственностью Республики Крым.
Однако, суд не может согласиться с данными утверждениями заявителя по следующим основаниям.
К созданным до 1 сентября 2014 года политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям применяются нормы об общественных организациях - статьи 123.4 - 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание пункт 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественная организация является собственником своего имущества.
Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциация (союз) является собственником своего имущества.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем первым "Вступительной части" Устава Центрального союза потребительских обществ Украины предусмотрено, что потребительская кооперация в Украине - добровольное объединение граждан для общего ведения хозяйственной деятельности с целью улучшения своего экономического и социального состояния.
Также, в соответствии с абзацем шестым "Вступительной части" Устава Центрального союза потребительских обществ Украины, потребительские общества могут на добровольных началах объединяться в местные союзы, Центральный союз потребительских обществ Украины.
В соответствии с пунктом 4 раздела I Устава Центрального союза потребительских обществ Украины, основными целями и заданиями Укоопсоюза есть всемирное содействие развитию потребительской кооперации Украины, исполнение делегированных ей потребительскими обществами и другими союзами полномочий и функций, работ и услуг, а также координация деятельности и направления усилий своих членов на обеспечение потребностей предприятий и организаций потребительской кооперации в товарах народного потребления и материально-технического назначения, сырья, различных услуг.
Проанализировав положения указанных выше норм, суд приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого акта Совет министров Республики Крым руководствовался тем, что структурное подразделение "Лечебно-оздоровительный центр "Укоопспилка", относилось к сфере управления Центрального союза потребительских обществ Украины, который является общественной организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания, оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Распоряжение Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 № 1080-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым" соответствует действующим нормативным актам Республики Крым, законодательству Российской Федерации, не нарушает законные права и интересы заявителя, а поэтому основания для удовлетворения искового заявления отсутствуют.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 181, 201, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении иска отказать.
2. Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
И.А.ИЩЕНКО


------------------------------------------------------------------