Решение Севастопольского городского суда от 14.04.2015 по делу N 3-4/2015~М-7/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими части 1 статьи 14 и части 8 статьи 19 Закона города Севастополя от 23.01.2015 N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя">



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. по делу № 3-4/2015~М-7/2015

Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи - ФИО13
при секретаре - ФИО14
с участием: заявителя ФИО15 и ФИО16 ФИО17 ФИО18 ФИО19 ФИО20
-"- представителя заинтересованного лица - ФИО21
-"- прокурора - ФИО22
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО23 в своих интересах и в интересах ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 об оспаривании части 1 статьи 14 и части 8 статьи 19 Закона города Севастополя "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" от 23 января 2015 года № 106-ЗС,

установил:

Заявитель ФИО30 обратился в суд с заявлением в своих интересах и в интересах определенного круга лиц: ФИО31 ФИО32 ФИО33 ФИО34 ФИО35 ФИО36 об оспаривании части 1 статьи 14 и части 8 статьи 19 Закона г. Севастополя "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" от 23 января 2015 года № 106-ЗС. В заявлении просит признать часть 1 статьи 14 и часть 8 статьи 19 указанного Закона противоречащими части 3 статьи 11, статье 12 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ и обязать Законодательное Собрание г. Севастополя рассмотреть вопрос и внести изменения в Закон г. Севастополя "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" для устранения допущенных нарушений.
В обоснование своих требований ФИО37 ссылается на сужение принятым Законом объема мер и содержания прав и льгот ветеранов военной службы, установленных до 21 февраля 2014 года, лишение прав и льгот, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6, 10, 12 - 15 статьи 6 Закона Украины "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите", без соответствующих компенсаций, что противоречит Федеральному конституционному закону № 6-ФКЗ.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО38 поддержал требования и пояснил суду, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Законодательным Собранием города Севастополя были незаконно сужены содержание, объем льгот ветеранов военной службы, незаконно установлен возрастной ценз применения части льгот, установленных и имеемых ранее ветеранами до 21 февраля 2014 года.
ФИО39 поддержали требования ФИО40 по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Законодательного Собрания города Севастополя с требованиями не согласился и пояснил суду, что оспариваемый Закон принят в соответствии с действующим законодательством и полномочиями, с соблюдением установленной законом процедуры принятия. Считает, что заявитель фактически не согласен с объемом предоставленных мер социальной поддержки ветеранам войны, а не с противоречием оспариваемого Закона положениям федерального закона или нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Согласно заключению прокурора, требования ФИО41 являются необоснованными, принятый Законодательным Собранием города Севастополя Закон от 23 января 2015 года № 106-ЗС соответствует действующему законодательству, меры социальной поддержки, установленные частью 8 статьи 19 Закона, не касаются ветеранов военной службы.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу пункта 2 части первой статьи 26 ГПК РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя (далее - граждане) определяет Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно статьи 2 названного Закона № 421-ФЗ от 22 декабря 2014 года реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Статья 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации.
Статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, изложенных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ. Указанные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов военной службы, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и согласно части 2 статьи 10 Закона № 5-ФЗ являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установление мер социальной поддержки ветеранам военной службы относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, при этом федеральным законодательством не установлено никаких конкретных норм о предоставлении тех или иных видов льгот, либо видах и размерах денежных компенсаций (выплат). Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам военной службы с учетом возможностей бюджета субъекта.
Указанные выше нормы закрепляют право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации город Севастополь является субъектом Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона города Севастополя "О Законодательном Собрании города Севастополя" от 10 июля 2014 года № 35-ЗС (далее Закон № 35-ЗС) Законодательное Собрание города Севастополя является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Севастополя. Законодательное Собрание осуществляет законодательные, представительные и контрольные функции в порядке и пределах, установленных Уставом города Севастополя и законами города Севастополя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Согласно части 1, 2 статьи 2 Закона № 35-ЗС правовой основой организации и деятельности Законодательного Собрания является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав города Севастополя и настоящий Закон. Полномочия Законодательного Собрания устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными законами города Севастополя.
В соответствии со статьей 3 Закона № 35-ЗС Законодательное Собрание осуществляет свою деятельность в пределах полномочий города Севастополя как субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Севастополя, а также по предметам ведения города Севастополя как субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 9 Закона № 35-ЗС Законодательное Собрание в порядке реализации своих полномочий принимает законы города Севастополя и постановления Законодательного Собрания.
В связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов в целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения отдельных категорий жителей города Севастополя 20 января 2015 года Законодательным Собранием на пленарном заседании принят Закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" № 106-ЗС (далее Закон № 106-ЗС).
Данный Закон № 106-ЗС официально опубликован в газете "Севастопольские известия" 24 января 2015 года и вступил в силу 3 февраля 2015 года.
В силу части 3 статьи 12 Закона 106-ЗС к гражданам, которым предоставляются меры социальной поддержки, финансируемые из бюджета города Севастополя, относятся ветераны военной службы из числа лиц, указанных в части первой статьи 5 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с частью первой статьи 14 Закона № 106-ЗС гражданам, указанным в частях 2 и 3 статьи 12 настоящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата в размере 500 руб.; 2) преимущественное право на установку квартирных телефонов; 3) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы; в садоводческие товарищества.
Согласно части 8 статьи 19 Закона № 106-ЗС гражданам, указанным в частях 15, 17 статьи 17 настоящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата в размере 500 руб.; 2) преимущественное право на установку квартирных телефонов; 3) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы; в садоводческие товарищества. Меры социальной поддержки гражданам, указанным в части 15 статьи 17 настоящего Закона, предусмотренные настоящей частью, предоставляются лицам, получающим пенсии в соответствии с Федеральным от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из вышеуказанных мер социальной поддержки на 21 февраля 2014 года ветераны военной службы имели право преимущественного вступления в жилищно-строительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооператив.
А такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата в размере 500 руб. и преимущественное право на установку квартирного телефона, на 21 февраля 2014 года ветеранам военной службы не предусматривались, то есть эти меры оспариваемым Законом введены дополнительно.
Доводы заявителя о сужении прав ветеранов военной службы в связи с установлением оспариваемым Законом возрастного ценза в 60 лет суд также не может принять во внимание, поскольку часть 8 статьи 19 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС устанавливает право на меры социальной поддержки при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, для граждан, указанных в части 15 статьи 17 настоящего Закона, то есть для ветеранов труда, а не для ветеранов военной службы.
В силу части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ (далее Закон № 6-ФКЗ) размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Таким образом, вышеприведенные нормы Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ устанавливают, что размер денежных выплат, которые осуществляются после 21 февраля 2014 года, и объем их финансирования не может быть ниже размера тех денежных выплат, которые осуществлялись до этой даты, а также, что при переходе с натуральной формы предоставления льгот на денежную совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а также не могут быть ухудшены условия предоставления этих льгот. Размеры этих выплат и гарантий должны быть приведены в соответствие с размерами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Оспариваемые же заявителем нормы части 1 статьи 14 и части 8 статьи 19 Закона № 106-ЗС предусматривают преимущественное право ветеранов военной службы на установку квартирных телефонов, на вступление в жилищно-строительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, в садоводческие товарищества, а не устанавливают размеры видов социальной поддержки.
Размер социальной выплаты (в 500,00 руб.) установлен Законом № 106-ЗС только в отношении ежемесячной денежной выплаты, которая до 21 февраля 2014 года ветеранам военной службы действующим законодательством не предусматривалась.
С учетом изложенного доводы ФИО42 и определенного круга лиц, что часть 1 статьи 14 и часть 8 статьи 19 Закона № 106-ЗС противоречат части 3 статьи 11, статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, являются несостоятельными.
Ссылки заявителя на сужение прав и льгот ветеранов военной службы по сравнению с правами и льготами, которые имели ветераны военной службы на основании Закона Украины "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите", суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
С учетом изложенного суд считает, что оспариваемые часть 1 статьи 14 и часть 8 статьи 19 нормативного правового акта приняты субъектом Российской Федерации - Законодательным Собранием города Севастополя, в соответствии с предоставленными ему полномочиями в указанной сфере и требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что обязать Законодательное Собрание внести изменения в оспариваемый нормативный правовой акт суд не вправе не только в связи с необоснованностью требований по вышеизложенным основаниям, а также в связи с тем, что внесение изменений в нормативный правовой акт является исключительной компетенцией органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 252, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления ФИО43 об оспаривании части 1 статьи 14 и части 8 статьи 19 Закона города Севастополя "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" от 23 января 2015 года № 106-ЗС - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------