Решение Севастопольского городского суда от 28.04.2015 по делу N 3-3/2015~М-9/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Закона города Севастополя от 23.01.2015 N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя">



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу № 3-3/2015~М-9/2015

Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи - ФИО6
при секретаре - ФИО3,
с участием заявителя - ФИО1,
-"- представителя заинтересованного лица - ФИО4,
-"- прокурора - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании Закона города Севастополя "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" от 23 января 2015 года № 106-ЗС и с учетом уточненных требований просит: признать Закон недействующим в части исключения из него мер социальной поддержки для ветеранов органов внутренних дел в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, как противоречащий федеральному закону, обязать Законодательное Собрание г. Севастополя внести в Закон изменения, заменив в части 8 статьи 19 Закона слова "гражданам, указанным в частях 15, 17 статьи 17 настоящего Закона" словами "гражданам, указанным в части 16 статьи 17 настоящего Закона", заменив в части 9 статьи 19 Закона слова "гражданам, указанным в части 16 статьи 17 настоящего Закона" на слова "гражданам, указанным в частях 16, 17 статьи 17 настоящего Закона", дополнить оспариваемый Закон статьей о предоставлении ветеранам органов внутренних дел Украины льгот в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг.
В обоснование своих требований ФИО1 ссылается на противоречие принятого Закона Федеральному конституционному закону № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования и пояснил суду, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Законодательным Собранием города Севастополя незаконно отменена скидка в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленная заявителю как ветерану органов внутренних дел Законом Украины "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите" от 24 марта 1998 года № 203/98-ВР.
Представитель заинтересованного лица с требованиями ФИО1 не согласился и пояснил суду, что никакие льготы ветеранам органов внутренних дел Законодательное Собрание города Севастополя не исключало, был принят новый закон, в установленном порядке, в пределах полномочий. Частью 8 статьи 19 оспариваемого Закона ветеранам органов внутренних дел установлены меры социальной поддержки, которые не противоречат Федеральному закону. Считает, что требования заявителя сводятся не к противоречию положений оспариваемого Закона федеральному законодательству, а к установлению дополнительных мер социальной поддержки.
Прокурор в судебном заседании дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО1.
Выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав представленные материалы, заслушав заключение прокурора, суд считает заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу пункта 2 части первой статьи 26 ГПК РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя (далее - граждане) определяет Федеральный закон от 22 декабря 2014 года 21-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно статьи 2 названного Закона № 421-ФЗ реализация прав на получение мер социальной защите (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Статья 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации.
При этом вышеуказанный Федеральный закон не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов должны быть приняты субъектами Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со статьей 22 названного Закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и согласно части 2 статьи 10 Закона № 5-ФЗ являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, вышеуказанные нормы законов закрепляют право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам с учетом возможностей бюджета субъекта.
Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации город Севастополь является субъектом Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона города Севастополя "О Законодательном Собрании города Севастополя" от 10 июля 2014 года № 35-ЗС (далее Закон № 35-ЗС) Законодательное Собрание города Севастополя является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Севастополя. Законодательное Собрание осуществляет законодательные, представительные и контрольные функции в порядке и пределах, установленных Уставом города Севастополя и законами города Севастополя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Согласно части 1, 2 статьи 2 Закона № 35-ЗС правовой основой организации и деятельности Законодательного Собрания является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав города Севастополя и настоящий Закон. Полномочия Законодательного Собрания устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными законами города Севастополя.
В соответствии со статьей 3 Закона № 35-ЗС Законодательное собрание осуществляет свою деятельность в пределах полномочий города Севастополя как субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Севастополя, а также по предметам ведения города Севастополя как субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 9 Закона № 35-ЗС Законодательное Собрание в порядке реализации своих полномочий принимает законы города Севастополя и постановления Законодательного Собрания.
В связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта в целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения отдельных категорий жителей города Севастополя 20 января 2015 года Законодательным собранием принят Закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" № 106-ЗС (далее Закон № 106-ЗС).
Данный Закон № 106-ЗС официально опубликован в газете "Севастопольские известия" 24 января 2015 года и вступил в силу через 10 дней после опубликования.
Статья 3 Закона 106-ЗС предусматривает льготу в размере 50% по оплате стоимости услуг за жилое помещение и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан из числа указанных в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", в частности: 1) инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны и войны с империалистической Японией, которым исполнилось 85 лет и более; 2) гражданам из числа, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны"; 3) гражданам из числа указанных в статье 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с частью 8 статьи 19 Закона 106-ЗС ветеранам органов внутренних дел предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата в размере 500,0 руб.; 2) преимущественное право на установку квартирных телефонов; преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, в садоводческие товарищества.
Согласно статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" предоставляет социальную поддержку в виде оплаты в размере 50% жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан: инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон Российской Федерации не предусматривает для ветеранов органов внутренних дел предоставление скидки в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг.
С учетом изложенного суд считает, что доводы заявителя о противоречии Закона города Севастополя "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" от 23.01.2015 № 106-ЗС федеральным законам, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что обязать Законодательное Собрание внести изменения в оспариваемый нормативный правовой акт суд не вправе не только в связи с необоснованностью требований по вышеизложенным основаниям, а также в связи с тем, что внесение изменений в нормативный правовой акт является исключительной компетенцией органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 26, 194 - 198, 252, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------