Постановление Совета министров Республики Крым от 24.02.2015 N 65 "О поддержании сил и органов управления гражданской обороны в состоянии готовности к действиям по предназначению"



СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. № 65

О ПОДДЕРЖАНИИ СИЛ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В СОСТОЯНИИ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 10.11.2015 № 707)

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 36, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", в целях поддержания сил и органов управления гражданской обороны Республики Крым в готовности к действиям Совет министров Республики Крым постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о поддержании сил и органов управления гражданской обороны Республики Крым в состоянии готовности к действиям по предназначению.
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 10.11.2015 № 707)

Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК





Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 24.02.2015 № 65

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДДЕРЖАНИИ СИЛ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СОСТОЯНИИ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ
ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 10.11.2015 № 707)

1. Общие положения

1.1. Поддержание сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям по предназначению является основным мероприятием гражданской обороны (далее - ГО), осуществляемым в мирное время исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и организациями.
1.2. Органы управления ГО должны обеспечить устойчивое, непрерывное, оперативное и скрытное управление ГО.
1.3. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;
система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;
устойчивость управления - способность ГО сохранять и выполнять свои функции при воздействии соответствующих дестабилизирующих факторов в мирное и военное время. Устойчивость управления ГО достигается высокой степенью готовности по предназначению, непрерывностью, оперативностью и скрытностью;
непрерывность управления - наличие у органа управления возможности получать необходимую информацию, своевременно доводить свои решения до подчиненных и влиять на ход их действий;
оперативность управления - своевременное реагирование на все изменения обстановки и условия решения поставленных задач, способность органов управления решать управленческие задачи в сроки, позволяющие подчиненным органам и силам проводить необходимую подготовку к действиям и выполнять поставленные задачи в установленное время или в пределах критического времени, когда задача может быть выполнена с наименьшим ущербом в данной обстановке;
скрытность управления - комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых в управлении силами, организациями, объектами;
автоматизированная информационно-управляющая система - организационно-техническое объединение персонала, вычислительной техники и программных средств, обеспечивающих сбор и обработку информации, ведение баз данных, решение функциональных и специальных задач, обмен данными в интересах органов, осуществляющих управление ГО;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ) - самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

2. Поддержание органов управления ГО в состоянии готовности
к действиям по предназначению

2.1. Управление ГО включает в себя:
организацию и осуществление мероприятий по поддержанию в готовности сил и органов управления ГО;
сбор и анализ создавшейся обстановки;
подготовку расчетов и предложений для принятия решения Главой Республики Крым - руководителем ГО Республики Крым;
уточнение планов и своевременное доведение задач до исполнителей;
планирование действий;
организацию и поддержание взаимодействия;
всестороннее обеспечение привлекаемых сил;
организацию управления;
контроль исполнения.
2.2. Управление ГО должно обеспечивать:
высокую оперативность работы органов управления;
перевод в сжатые сроки сил и органов управления ГО с мирного на военное время;
своевременное осуществление мероприятий ГО по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эффективное применение сил и средств для решения задач ГО.
2.3. Управление ГО в Республике Крым строится и осуществляется на основе следующих принципов:
единство управления ГО;
организация выполнения принятых решений и планов;
личная ответственность руководителей всех уровней за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных перед ними задач.
2.4. Управление ГО осуществляется на основании указов и распоряжений Главы Республики Крым - руководителя ГО Республики Крым по организации и выполнению мероприятий ГО, которые отражаются в плане ГО и защиты населения Республики Крым.
2.5. Основными задачами управления ГО являются:
а) в мирное время:
обеспечение постоянной готовности сил и органов управления ГО к решению задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разработка и своевременная корректировка планов ГО и защиты населения;
организация всесторонней подготовки сил, органов управления ГО и населения по ГО;
б) в период угрозы агрессии против Российской Федерации:
быстрый и организованный перевод сил и органов управления ГО в соответствующую степень готовности;
в) в военное время:
организация осуществления планов ГО и защиты населения с учетом сложившейся обстановки;
обеспечение и поддержание готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГО с учетом их возможных потерь и ущерба.
2.6. Для обеспечения управления ГО в Республике Крым создается система управления, которая включает в себя:
органы управления;
пункты управления;
системы связи и оповещения;
средства автоматизации и управления.
Постоянная готовность системы управления достигается:
заблаговременным созданием и подготовкой структуры, которая без специальной перестройки обеспечит надежность управления в особых условиях;
полной укомплектованностью органов управления персоналом и техническими средствами управления;
высокой подготовкой и слаженностью в работе персонала и эффективным использованием современных средств автоматизированного управления;
обеспечением гибкости и живучести системы связи, способностью быстро восстановить нарушенное управление.
Методическое руководство созданием, оснащением и поддержанием систем управления в готовности осуществляет Главное управление МЧС России по Республике Крым.
2.7. Органом, осуществляющим управление ГО на территории Республики Крым, является Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым.
Постоянная готовность органов управления ГО достигается:
своевременной и полной укомплектованностью личным составом и современными техническими средствами управления;
подготовкой должностных лиц и сотрудников;
качественной разработкой и своевременной корректировкой документов.
2.8. Для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления в угрожаемый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и организациями создаются пункты управления (повседневные, запасные, вспомогательные, подвижные).
Непрерывность работы пунктов управления заключается в обеспечении их автономными источниками питания, средствами связи, водоснабжения и другими системами жизнеобеспечения, а также в правильных действиях персонала пунктов управления.
2.9. Для осуществления управления ГО исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления ГО.
Создание технических систем управления ГО предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в готовности существующих пунктов управления и систем связи ГО, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.
2.10. Связь является основным средством, обеспечивающим непрерывность управления органами и силами ГО как в мирное, так и в военное время на всех уровнях.
Задачами системы связи ГО являются:
обеспечение устойчивого управления между органами управления и силами ГО и их подчиненными структурами;
обеспечение передачи сигналов и информации оповещения силам и органам управления ГО в установленные сроки;
обеспечение различными видами связи оперативных групп всех уровней в районах чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения в целях организации взаимодействия и управления аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными работами;
обеспечение обмена данными между стационарными и подвижными пунктами управления, органами военного управления.
Основными мероприятиями по повышению устойчивости системы связи в военное время являются:
создание надежной мобильной системы связи на основе мобильных узлов связи подвижных пунктов управления с использованием разнородных средств связи;
создание каналов связи, используемых в целях управления в военное время;
обеспечение перевода системы связи ГО из режима мирного времени в режим военного времени в минимальные сроки;
наличие во всех органах управления ГО резерва сил и средств связи;
оперативное автоматическое управление конфигурацией сети связи и восстановление ее работоспособности при выходе из строя отдельных элементов.
2.11. Система оповещения на всех уровнях управления - организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГО, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу сигналов (распоряжений, команд управления) и речевой информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Задачами системы оповещения являются:
оповещение органов управления, должностных лиц и сил ГО и доведение до них распоряжений о проведении комплекса мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и переводу ГО на военное время;
доведение до населения установленного сигнала тревоги "Внимание всем!" и поясняющей речевой информации о характере возникшей угрозы и порядке поведения в создавшихся условиях.
2.12. В военное время система управления ГО состоит из органов, осуществляющих управление ГО всех уровней, с учетом их перевода на штаты и условия работы военного времени.
2.13. Подготовка должностных лиц органов управления ГО организуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым. Ответственность за подготовку возлагается на соответствующих руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и организаций.
2.14. Проверка органов управления ГО проводится в соответствии с инструкцией по проверке и оценке состояния гражданской обороны, утверждаемой МЧС России.

3. Поддержание сил ГО в состоянии готовности к действиям
по предназначению

3.1. В состав сил, выполняющих задачи ГО на территории Республики Крым, входят как основные силы, создаваемые специально для проведения АСДНР в соответствии с планами ГО и защиты населения, так и привлекаемые силы федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым и организаций.
К основным силам ГО Республики Крым относятся:
спасательные службы Республики Крым;
нештатные формирования по обеспечению мероприятий по ГО (далее - НФГО);
аварийно-спасательные формирования;
нештатные аварийно-спасательные формирования;
силы Главного управления МЧС России по Республике Крым;
силы территориальной подсистемы Республики Крым единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Также могут создаваться на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования.
3.2. Исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым:
определяют организации, создающие НФГО;
организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;
организуют подготовку личного состава НФГО;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
3.3. Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, в военное время - 3 часа.
НФГО, предназначенные для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и проведения других мероприятий ГО, решениями Главы Республики Крым - руководителя ГО Республики Крым, глав муниципальных образований - руководителей ГО муниципальных образований в Республике Крым, руководителей ГО организаций могут содержаться в состоянии повышенной готовности.
3.4. К силам Главного управления МЧС России по Республике Крым относятся пожарно-спасательные, специальные и специализированные подразделения, подведомственные Главному управлению МЧС России по Республике Крым.
3.5. К силам и средствам территориальной подсистемы Республики Крым единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся специально подготовленные силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6. Порядок функционирования НФГО в военное время определяется в соответствии с планами ГО и защиты населения Республики Крым, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и организаций.
3.7. НФГО приводятся в состояние готовности по установленным степеням готовности ГО согласно соответствующим планам.
3.8. Подготовка руководящего состава НФГО проводится в государственной образовательной организации дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Крым", на курсах ГО муниципальных образований в Республике Крым, в организациях, в ходе учений и тренировок.
3.9. Проверка готовности НФГО к выполнению задач осуществляется:
Главным управлением МЧС России по Республике Крым и Министерством чрезвычайных ситуаций Республики Крым - всех служб и НФГО, дислоцирующихся на территории Республики Крым;
исполнительными органами государственной власти Республики Крым - служб и НФГО, созданных соответствующими исполнительными органами государственной власти Республики Крым по своим направлениям деятельности;
органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым - служб и НФГО, созданных соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и организациями;
руководителями организаций - НФГО, созданных в этих организациях.

4. Проверка готовности к действиям сил и органов
управления ГО

4.1. Мероприятия по созданию и поддержанию в состоянии готовности органов, осуществляющих управление ГО, технических систем управления ГО, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также сил ГО проверяются согласно инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны, утверждаемой МЧС России, по следующим вопросам:
а) поддержание органов управления ГО в состоянии готовности к действиям:
наличие разработанных документов, определяющих приведение органов, осуществляющих управление ГО, в готовность к выполнению возложенных на них задач и функционированию в военное время;
наличие необходимых организационно-технических документов по вопросам управления в повседневной деятельности и в военное время (приказов, инструкций и др.);
наличие разработанных и утвержденных в установленном порядке структуры и штатного расписания органов, осуществляющих управление ГО;
создание оперативных групп и организация их подготовки;
обеспеченность органов, осуществляющих управление ГО, необходимыми техническими средствами, формализованными, нормативно-техническими и справочными документами, решение вопросов их автономного функционирования;
определение органа, осуществляющего управление ГО, в случае прекращения деятельности основного органа управления ГО, обеспеченного необходимыми техническими средствами, формализованными, нормативно-техническими и справочными документами;
способность личного состава органов, осуществляющих управление ГО, оперативно принимать обоснованные управленческие решения в ходе проведения учений и тренировок;
создание в пунктах управления служб оперативных дежурных (дежурных служб) ГО, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации;
организация единой системы сбора, обработки и выдачи информации об угрозе и возникновении военных действий;
создание на потенциально опасных производственных объектах дежурно-диспетчерских (дежурных) служб;
знание личным составом (персоналом) оперативно-дежурных, дежурных и дежурно-диспетчерских служб вопросов их деятельности в соответствии с утвержденными нормативными документами;
действия оперативных дежурных (дежурных служб) в ходе контрольных тренировок и проверок систем оповещения, связи и информирования;
соответствие временных показателей действий сил и органов управления ГО в ходе проведения учений и тренировок временным показателям плана ГО:
приведение в готовность и вывод формирований ГО в безопасные районы;
создание группировки сил в безопасном районе;
сбор основного руководящего состава ГО (в рабочее и нерабочее время с учетом оповещения и прибытия);
установление круглосуточного дежурства руководящего состава ГО;
развертывание групп управления и контроля;
вывоз материально-технических средств в безопасные районы;
выход органов, осуществляющих управление ГО, в пункты управления;
готовность НФГО к действиям по предназначению;
б) создание и поддержание в готовности к использованию технических систем управления ГО и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:
наличие установленных для проверяемого органа, осуществляющего управление ГО, пунктов управления, отвечающих установленным нормативно-техническим требованиям;
укомплектованность пунктов управления необходимыми современными средствами связи, оповещения, информирования и оперативно-технической документацией;
создание условий для приведения пунктов управления, их систем жизнеобеспечения, средств связи и оповещения в готовность в установленные сроки;
обеспечение связи с основного и запасного пунктов управления с пунктом управления вышестоящего органа управления ГО, пунктами управления подчиненных органов управления, населенными пунктами и организациями, спасательными службами Республики Крым;
организация резервной связи с городами и иными населенными пунктами, отнесенными к группам территорий по ГО, а также с административными центрами районов;
создание узлов связи пунктов управления и готовность их к работе;
обеспечение связи в зоне проведения АСДНР, наличие выхода узла связи подвижного пункта управления на единую сеть электросвязи Российской Федерации;
обеспечение связи с городами и административными центрами районов по кабельным (радиорелейным) линиям связи в обход городов, отнесенных к группам по ГО, узлом связи запасного пункта управления;
организация радио- и проводной связи между пожарными частями, входящими в зону опорного пункта тушения крупных пожаров;
обеспечение готовности к использованию накапливаемых для работы в военное время техники, средств связи, оповещения и автоматизированного управления;
создание автоматизированной системы централизованного оповещения, ведение работ по ее развитию (реконструкции), проведение мероприятий по обеспечению постоянной готовности системы (планирование и проведение проверки систем оповещения ГО и их техническое обслуживание);
создание запасов мобильных средств оповещения и планирование их использования;
создание локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и проведение мероприятий по поддержанию их в готовности;
организация и осуществление контроля за созданием и состоянием локальных систем оповещения;
в) поддержание сил ГО в готовности к действиям по предназначению:
определение перечня организаций, создающих НФГО, ведение реестра;
осуществление мер по поддержанию НФГО в готовности к проведению АСДНР;
укомплектованность и техническая оснащенность (по основным видам техники, оборудования и приборов) НФГО и их возможность проводить АСДНР в соответствии с предназначением, а также соответствие возлагаемых на них задач объему и характеру предстоящих работ (согласно планам ГО и защиты населения);
организация и проведение подготовки НФГО к проведению АСДНР в соответствии с предназначением;
выполнение плана проведения учений, тренировок и занятий с НФГО;
обеспечение приведения НФГО в готовность в установленные сроки, выполнения ими поставленных задач (на учениях, занятиях и при ликвидации чрезвычайных ситуаций);
содержание в состоянии готовности к действиям по предназначению;
планирование мероприятий и организация подготовки учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения Республики Крым (далее - СНЛК) в части, их касающейся, по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению;
работа по осуществлению наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных производственных объектах и на прилегающих к ним территориях силами соответствующих учреждений и организаций СНЛК;
правильность заключений по контрольным пробам, полученным для анализа учреждениями и организациями СНЛК;
осуществление методического руководства организациями при обеспечении мероприятий ГО, разработка и доведение до подчиненных организаций нормативных документов по вопросам подготовки, ведения и обеспечения сил и органов управления ГО Республики Крым в состоянии готовности к действиям по предназначению.

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК


------------------------------------------------------------------