Закон города Севастополя от 23.01.2015 N 107-ЗС "Об образовании в городе Севастополе"



23 января 2015 года N 107-ЗС

------------------------------------------------------------------

ЗАКОН ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ

Принят
Законодательным Собранием
города Севастополя
20 января 2015 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы функционирования системы образования в городе Севастополе, определяет полномочия органов государственной власти города в сфере образования.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере образования

1. Правовое регулирование отношений в сфере образования осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
2. Законодательство города Севастополя в сфере образования состоит из Устава города Севастополя, настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя.

Статья 3. Органы государственной власти, осуществляющие государственное управление системой образования

1. Законодательное регулирование сферы образования осуществляет Законодательное Собрание города Севастополя в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством, Уставом города Севастополя.
2. Государственное управление системой образования в городе Севастополе осуществляют Правительство Севастополя, уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий государственное управление в сфере образования, иные уполномоченные органы государственной власти города Севастополя в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством, Уставом города Севастополя, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами города Севастополя.

Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания города Севастополя в сфере образования

К полномочиям Законодательного Собрания города Севастополя в сфере образования относятся:
1) принятие законов города Севастополя и постановлений Законодательного Собрания в сфере образования;
2) установление категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, расходы на реализацию которой в период получения ими образования полностью или частично финансируются за счет средств бюджета города Севастополя, а также размеров указанной поддержки;
3) утверждение бюджета города Севастополя в части расходов на образование;
4) контроль за соблюдением и исполнением законов города Севастополя в сфере образования;
5) иные полномочия, предусмотренные действующим федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Статья 5. Полномочия Правительства Севастополя в сфере образования

К полномочиям Правительства Севастополя в сфере образования относятся:
1) участие в реализации единой государственной политики в сфере образования;
2) формирование исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и руководство ими, назначение руководителей этих органов в установленном порядке;
3) формирование бюджета города Севастополя в части расходов на образование;
4) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций, установленных Правительством Севастополя;
5) обеспечение разработки и реализации Стратегии развития образования города Севастополя, региональных программ в сфере образования с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей города Севастополя;
6) утверждение перечня и предельных размеров платных услуг, которые могут оказываться государственными образовательными организациями города Севастополя;
7) осуществление развития сети образовательных организаций города Севастополя;
8) создание, реорганизация, ликвидация государственных образовательных организаций города Севастополя, осуществление функций и полномочий учредителя образовательных организаций города Севастополя;
9) участие в экспертизе примерных основных образовательных программ в части обеспечения учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей;
10) организация предоставления общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях города Севастополя;
11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования;
12) принятие мер по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг;
13) координация деятельности образовательных учреждений и организаций по вопросам развития системы образования, развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;
14) оказание помощи в создании попечительских и общественных наблюдательных советов в образовательных организациях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти города Севастополя;
15) установление нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций города Севастополя, нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования, в том числе услуг по присмотру и уходу за детьми, содержанию детей в государственных образовательных организациях;
16) утверждение порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя;
17) организация учета детей, подлежащих обязательному обучению в государственных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
18) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях города Севастополя;
19) установление порядка предоставления социальной поддержки гражданам, расходы на реализацию которой в период получения ими общего образования полностью или частично финансируются за счет средств бюджета города Севастополя;
20) создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, консультационных центров, в том числе на базе государственных образовательных организаций;
21) обеспечение организации предоставления на конкурсной основе высшего образования в государственных образовательных организациях города Севастополя;
22) координация работы уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя, осуществляющего государственное управление в сфере образования, по обеспечению проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена;
23) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации города Севастополя, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
24) осуществление полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных органам государственной власти города Севастополя, в том числе:
государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность и зарегистрированных на территории города Севастополя (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и зарегистрированных на территории города Севастополя в установленном порядке (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и зарегистрированных на территории города Севастополя в установленном порядке (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации;
25) осуществление иных полномочий в сфере образования.

Глава 2. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Статья 6. Принципы развития системы образования в городе Севастополе

1. Система образования города Севастополя является частью системы образования Российской Федерации.
2. Развитие системы образования в городе Севастополе основывается на принципах, закрепленных федеральным законодательством, а также следующих принципах:
1) доступность качественного образования в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Севастополя;
2) обеспечение реализации права на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств;
3) обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных, духовных, историко-патриотических идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, направленность на развитие индивидуальности человека;
4) обязательность культурных аспектов в образовательных программах с целью приобщения обучающихся к культурным ценностям, включая обеспечение взаимосвязи образовательного процесса с музеями;
5) непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого в городе уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;
6) ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, приоритет внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
7) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и детей, нуждающихся в длительном лечении;
8) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся;
9) обеспечение единства федерального и регионального образовательного пространства;
10) прозрачность, информационная открытость и публичная отчетность деятельности образовательных организаций.

Статья 7. Региональная программа развития образования города Севастополя

1. С целью развития образования, обеспечения прав и гарантий получения качественного образования в городе Севастополе разрабатывается и реализуется региональная программа развития образования.
Региональная программа развития образования должна обеспечивать реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, международных программ в сфере образования.
2. Региональная программа развития образования формируется с участием родительской и педагогической общественности, общественных организаций города Севастополя.
3. Региональная программа развития образования утверждается Правительством Севастополя, определяет меры по развитию системы образования в городе, разрабатывается на среднесрочный или долгосрочный период, реализуется на принципах межведомственного взаимодействия, а также государственно-частного партнерства.
4. В городе Севастополе с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей могут разрабатываться и реализовываться региональные программы развития образования.

Статья 8. Структура системы образования города Севастополя

1. Структуру системы образования города Севастополя составляют:
1) государственные образовательные организации, частные образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие оздоровление и (или) отдых;
3) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
4) работодатели и их объединения, иные юридические лица и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования;
5) региональные инновационные площадки.
При реализации образовательных программ с использованием сетевой формы в структуру системы образования в городе Севастополе могут входить научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. В целях координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность в обеспечении качества и развития образования, уполномоченным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создаются учебно-методические объединения.
3. Учебно-методические объединения осуществляют свою деятельность в городе Севастополе в соответствии с положениями, утверждаемыми исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Статья 9. Дополнительное образование

1. Детям, подросткам и учащейся молодежи в возрасте от 5 до 21 года предоставляется возможность бесплатного получения дополнительного образования в государственных образовательных организациях города Севастополя.
2. Дополнительное образование обеспечивает адаптацию обучающихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку обучающихся, проявляющих выдающиеся способности; направлено на удовлетворение потребности обучающихся в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни.
3. Содержание дополнительного образования определяется дополнительными общеобразовательными и предпрофессиональными программами, которые реализуются в сфере искусства, науки, технического творчества, экологии, краеведения, физической культуры и спорта, морского дела, гражданского, социального, военно-патриотического воспитания.

------------------------------------------------------------------
Статья 10 вступает в силу с 1 января 2018 года (статья 27 данного документа).
------------------------------------------------------------------
Статья 10. Поддержка экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования города Севастополя

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в городе Севастополе осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
2. Органы исполнительной власти города Севастополя в пределах средств бюджета города Севастополя могут оказывать финансовую, материально-техническую, информационную, правовую и иную поддержку организациям, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность и признанным региональными инновационными площадками, создают условия, необходимые для реализации этой деятельности в порядке, установленном Правительством Севастополя.
3. Экспериментальная и инновационная деятельность осуществляется в городе Севастополе в форме реализации экспериментальных и инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в абзаце первом настоящей части, реализующие инновационные проекты и программы, признаются региональными инновационными площадками и входят в инновационную инфраструктуру в системе образования города Севастополя.
4. Порядок признания образовательных организаций региональными инновационными площадками, перечень и положение о них устанавливаются Правительством Севастополя.
5. Одна площадка может объединять образовательные учреждения, ведущие экспериментальную или инновационную деятельность общей направленности.

Статья 11. Информационная открытость. Мониторинг в системе образования

1. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования города Севастополя, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте исполнительного органа государственной власти города Севастополя, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в сети "Интернет".
2. Отчетность и прозрачность исполнения бюджета в сфере образования реализуется через проект "Открытый бюджет", находящийся в открытом доступе в сети "Интернет".
3. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на региональном уровне.
4. Анализ состояния и перспектив развития образования в городе Севастополе включается в ежегодный отчет Правительства Севастополя о реализации региональной политики развития образования города Севастополя, который представляется Законодательному Собранию и подлежит ежегодному опубликованию в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя, осуществляющего государственное управление в сфере образования.

Статья 12. Финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования в городе Севастополе

1. Основой обеспечения государственных гарантий получения гражданами в городе Севастополе качественного образования является финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования за счет средств бюджета города Севастополя на основе нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования, устанавливаемых в расчете на одного обучающегося, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
2. Указанные в первой части настоящей статьи нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования, нормативы обеспечения получения образования в образовательных организациях города Севастополя должны учитывать специфику образовательной деятельности, в том числе осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения, режима пребывания обучающихся, других условий.
3. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования должны предусматривать, в том числе, затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Порядок отнесения к малокомплектным образовательным организациям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся, устанавливается Правительством Севастополя.
4. Размер субсидии на реализацию основных общеобразовательных программ, предоставляемых частным образовательным организациям, определяется на основе нормативов, установленных Правительством Севастополя.
5. Привлечение образовательными организациями дополнительных финансовых средств (добровольных пожертвований физических и юридических лиц и иных поступлений) возможно только на основании порядка, утверждаемого Правительством Севастополя, по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Данные о привлечении образовательными организациями дополнительных финансовых средств в обязательном порядке публикуются в проекте "Открытый бюджет", находящемся в открытом доступе в сети "Интернет". Привлечение образовательными организациями дополнительных финансовых средств на основании указанного порядка не влечет за собой снижения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования за счет средств бюджета города Севастополя.

Глава 3. ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Статья 13. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет средств бюджета города Севастополя в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя.
3. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий государственное управление в сфере образования, может участвовать в проведении экспертизы учебников для включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования.

Статья 14. Обеспечение обучающихся питанием, транспортное обеспечение, иные меры социальной поддержки

1. Право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях города Севастополя имеют:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы общего образования;
дети-сироты;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе, осваивающие программы общего образования.
2. Учащиеся 1 - 4 классов государственных образовательных организаций города Севастополя, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечиваются бесплатно одноразовым горячим питанием (завтраками).
3. Обучающиеся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, а также бесплатным проездом на городском пассажирском транспорте.
4. Порядок и нормативы обеспечения обучающихся питанием, предоставления иных мер социальной поддержки в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя устанавливаются Правительством Севастополя.
5. Организация бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в государственных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в порядке, установленном Правительством Севастополя.

Статья 15. Стипендии и иное стимулирующее обеспечение в сфере образования

1. Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
2. Обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях и в государственных образовательных организациях высшего образования предоставляются стипендии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя, а также порядок назначения, выплаты и виды выплат устанавливаются Правительством Севастополя.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающимся.

Статья 16. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в городе Севастополе

1. Присмотр и уход за детьми осуществляют дошкольные образовательные организации. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (далее - дошкольные и иные организации).
2. За присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Правительство Севастополя устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Порядок определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), и ее размер определяет Правительство Севастополя.
Размер платы может быть снижен для отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо не взиматься с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в случаях, определяемых Правительством Севастополя.
3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися по основной общеобразовательной программе в государственных образовательных организациях, родительская плата не взимается. Финансовое обеспечение услуг по присмотру, оказываемых указанным детям, осуществляется на основании нормативных затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за счет средств бюджета города Севастополя.
4. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которые посещают образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в порядке и в размере, устанавливаемых Правительством Севастополя, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, находящихся на территории города Севастополя, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы - на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы - на третьего ребенка и последующих детей.
5. Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Севастополя.
6. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 4 настоящей статьи, является расходным обязательством города Севастополя.

Статья 17. Условия оплаты за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната и условия присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня

1. Содержание детей осуществляется организациями при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, при реализации основных общеобразовательных программ в группах круглосуточного пребывания детей, а также в интернатах при организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
2. За содержание детей в государственной образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, с родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обучающихся по решению Правительства Севастополя, взимается плата в случаях, если иное не предусмотрено нормами федерального законодательства.
3. Размер платы, указанной в части 2 настоящей статьи, случаи и порядок снижения ее размера, освобождения отдельных категорий родителей (законных представителей) обучающихся от внесения платы устанавливаются Правительством Севастополя.
4. За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

Статья 18. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, организация обучения на дому и в медицинских организациях для лиц, нуждающихся в длительном лечении

1. В городе Севастополе создается доступная среда получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также нуждающимися в длительном лечении.
2. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной к состоянию их здоровья образовательной программой, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида с целью обеспечения социальной адаптации этих лиц.
3. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование), так и в отдельных классах, группах образовательных организаций или в отдельных организациях, осуществляющих обучение по указанным программам, в рамках государственного задания на оказание услуг.
5. Правительством Севастополя могут создаваться отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Направление в указанные образовательные организации производится органом исполнительной власти города Севастополя, осуществляющим управление в сфере образования, на основании медицинского заключения и письменного обращения родителей (законных представителей).
6. Индивидуальное обучение по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам в форме обучения на дому осуществляется государственными образовательными организациями на основании медицинского заключения и письменного обращения родителей (законных представителей).
7. Перечень заболеваний, дающих право отдельным категориям обучающихся по основным общеобразовательным программам на обучение в форме обучения на дому, в специальных образовательных организациях, классах, группах, и порядок выдачи медицинского заключения медицинскими организациями устанавливаются Правительством Севастополя.
8. Органы государственной власти города Севастополя обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
9. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных, при необходимости, для обучения указанных лиц.
10. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством города Севастополя в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
11. Органы государственной власти города Севастополя создают обучающимся, находящимся на длительном лечении в медицинских организациях (более чем 21 день), условия для обучения и воспитания в соответствии с основными общеобразовательными программами соответствующего уровня.
12. Порядок организации обучения, регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации и родителей (законных представителей), указанных в данной статье лиц, определяется Правительством Севастополя.

Статья 19. Обучение в форме семейного образования и самообразования

1. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение детей по программам общего образования в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры, в порядке, установленном Правительством Севастополя.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию, образовательной программе.
4. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию, образовательной программе.
Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию, основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
5. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей), с учетом его мнения на любом этапе обучения, вправе продолжить образование в образовательной организации. Уровень обучения ребенка определяется после прохождения ребенком аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 20. Поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности

1. Органы государственной исполнительной власти города Севастополя оказывают содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности.
2. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, уполномоченными исполнительными органами государственной власти города Севастополя, осуществляющими государственное управление в сфере образования, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады, иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, научно-исследовательской деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие в конкурсах, организованных за счет средств бюджета города Севастополя, не допускается.
3. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, являющихся обучающимися, показавшими высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте, предусматриваются специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования, осуществляемые в пределах средств бюджета города Севастополя.
Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, устанавливаются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Порядок предоставления специальных денежных поощрений и иных мер стимулирования за счет средств бюджета города Севастополя определяется Правительством Севастополя.
4. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях города Севастополя могут быть созданы специализированные структурные подразделения, а также действовать образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее - нетиповые образовательные организации).
5. Порядок комплектования специализированных структурных подразделений и нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается Правительством Севастополя.

Статья 21. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

1. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, регулируется федеральным законодательством.
2. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, определяемых Правительством Севастополя.

Статья 22. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2. Органы государственной власти города Севастополя обеспечивают получение детьми дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных образовательных организациях, а в случае невозможности удовлетворения спроса со стороны населения на образование посредством сети государственных образовательных организаций обеспечивают получение образования в частных образовательных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Государственные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, закрепляются за территорией района города Севастополя, в границах которого находятся указанные образовательные организации, и обеспечивают приоритетный прием граждан, проживающих на территории данного района города Севастополя.
4. Прием либо перевод в государственные общеобразовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, устанавливаемых Правительством Севастополя.
5. В приеме в государственную образовательную организацию в городе Севастополе может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В случае отсутствия свободных мест в образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую образовательную организацию обращаются непосредственно в уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
6. Отношения государственных образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, регламентируются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Севастополя. Указанный порядок должен гарантировать доступность обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях для всех обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Статья 23. Меры социальной поддержки педагогических работников государственных образовательных организаций города Севастополя

1. Педагогическим работникам государственных образовательных организаций города Севастополя в пределах средств бюджета города Севастополя предоставляются следующие виды социальной поддержки:
1) бесплатное пользование фондами городских государственных библиотек;
2) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
3) иные меры социальной поддержки, устанавливаемые правовыми актами Правительства Севастополя.
2. В целях создания условий для повышения престижа педагогической профессии, поощрения и поддержки работников системы образования законом города Севастополя могут устанавливаться награды города Севастополя.

Статья 24. Гарантии и компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена

1. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных исполнительных органов государственной власти города Севастополя в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
2. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена.
Категории педагогических работников, которым выплачивается указанная компенсация, размер и порядок ее выплаты устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственное управление в сфере образования, к полномочиям которого отнесено обеспечение проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
Компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена выплачивается за счет средств бюджета города Севастополя, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Статья 25. Аттестация педагогических работников, кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных организаций города Севастополя

1. Аттестация педагогических работников государственных образовательных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кандидатов на должность руководителей и руководителей государственных образовательных организаций города Севастополя проводится в соответствии со статьями 49, 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей государственных образовательных организаций устанавливаются Правительством Севастополя.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Реализация настоящего Закона

1. Установить в 2015 году родителям (законным представителям) детей, получающих дошкольное образование в образовательных организациях, как меру социальной поддержки, дополнительную компенсацию на уровне двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, находящихся на территории города Севастополя. Порядок назначения дополнительной компенсации устанавливается Правительством Севастополя.
2. Реализация настоящего Закона осуществляется с учетом особенностей, определенных Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, за исключением статьи 10, которая вступает в силу с 1 января 2018 года.

Губернатор города Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
Севастополь
23 января 2015 года
№ 107-ЗС


------------------------------------------------------------------