Закон Республики Крым от 30.10.2015 N 159-ЗРК/2015 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Республики Крым"



30 октября 2015 года N 159-ЗРК/2015

------------------------------------------------------------------

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Принят
Государственным Советом
Республики Крым
22 октября 2015 года

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Крым в целях реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Республики Крым в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Законодательство Республики Крым в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Крым, иных нормативных правовых актах Республики Крым в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Крым

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Республики Крым обеспечивается посредством мер, предусмотренных Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Статья 3. Полномочия органов государственной власти Республики Крым в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. К полномочиям Государственного Совета Республики Крым в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и контроль за их исполнением.
2. К полномочиям Совета министров Республики Крым в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
1) принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Крым, для обеспечения комплексности проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также контроль за их исполнением;
2) разработка, утверждение и реализация программ Республики Крым, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3) введение и отмена на территории Республики Крым ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главного государственного санитарного врача Республики Крым и его заместителей;
4) создание межведомственных комиссий для решения вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5) осуществление мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
6) обеспечение своевременного информирования населения Республики Крым о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
7) участие в проведении социально-гигиенического мониторинга на территории Республики Крым.

Глава 2. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ)
МЕРОПРИЯТИЯ

Статья 4. Предупреждение и ликвидация инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей

1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации комплексные, организационные, гигиенические, противоэпидемические, медицинские, инженерно-технические, учебно-тренировочные и иные мероприятия.
2. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей на отдельных территориях, в населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решениями исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в установленном порядке вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
3. Для оперативного руководства и координации деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым создают санитарно-противоэпидемические комиссии, действующие в соответствии с положениями о них. Решения данных комиссий являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
4. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
5. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области международной туристической деятельности, а также осуществляющие деятельность по найму граждан Российской Федерации для трудоустройства за рубежом, обязаны проводить специальную подготовку граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации, по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.

Статья 5. Организация и проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ

1. Проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ обязательно в очагах инфекционных заболеваний: на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в местах общего пользования жилых зданий, а также на открытых территориях и водоемах.
Указанные работы осуществляются на основании договоров со специализированными предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими лицензию на данные виды деятельности.
2. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы осуществляются с применением дезинфекционных средств, разрешенных и сертифицированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Организация и проведение профилактических прививок

1. Организация и проведение профилактических прививок населению осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Отсутствие у граждан профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и прививок, проводимых по эпидемиологическим показаниям, влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями, запрет гражданам на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок, временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний при угрозе возникновения эпидемий.
3. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Медицинские работники обязаны обеспечивать своевременность, эффективность и безопасность профилактических прививок для граждан, достоверность информации о профилактических прививках и их побочных действиях, а также неблагоприятных последствиях отказа от прививок.

Статья 7. Гигиеническое воспитание и обучение граждан

1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
1) в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях;
2) при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в образовательные программы разделов о гигиенических знаниях;
3) при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Статья 8. Защита населения от вредного влияния шума, неионизирующих излучений и других физических факторов

1. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица при осуществлении любых видов деятельности с целью предотвращения и уменьшения вредного влияния на здоровье населения шума, неионизирующих излучений и других физических факторов обязаны:
1) осуществлять соответствующие организационные, хозяйственные, технические, технологические, архитектурно-строительные и другие мероприятия по предупреждению образования и снижению шума до уровней, установленных санитарными нормами;
2) обеспечивать во время работы заведений общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и игорного бизнеса, культуры, при проведении концертов, дискотек, массовых праздничных и развлекательных мероприятий и т.д. уровни звучания звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкальных инструментов в помещениях и на открытых площадках, а также уровни шума в прилегающих к ним жилых и общественных зданиях, не превышающие уровней, установленных санитарными нормами;
3) принимать меры по недопущению в течение суток превышений уровней шума, установленных санитарными нормами, в таких помещениях и на таких территориях (защищенных объектах):
а) жилых домов и придомовых территорий;
б) лечебных, санаторно-курортных учреждений, домов-интернатов, учреждений образования, культуры;
в) гостиниц и общежитий;
г) расположенных в пределах населенных пунктов учреждений общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и игорного бизнеса;
д) других зданий и сооружений, в которых постоянно или временно находятся люди;
е) парков, скверов, зон отдыха, расположенных на территориях микрорайонов и групп жилых домов.
2. Шум на защищенных объектах при осуществлении любых видов деятельности не должен превышать уровней, установленных санитарными нормами для соответствующего времени суток.
В ночное время с двадцати трех до семи часов на защищенных объектах запрещаются громкое пение и выкрики, пользование звуковоспроизводящей аппаратурой и другими источниками бытового шума, проведение салютов, фейерверков, использование пиротехнических средств.
Проведение на защищенных объектах ремонтных работ, сопровождающихся шумом, запрещается в рабочие дни с двадцати часов до восьми часов, а в праздничные и нерабочие дни - круглосуточно.
Владелец или арендатор помещений, в которых предполагается проведение ремонтных работ, обязан сообщить жителям прилегающих квартир о начале указанных работ. По согласию жителей всех прилегающих квартир ремонтные и строительные работы могут проводиться также в праздничные и нерабочие дни. Шум, образующийся во время проведения строительных работ, не должен превышать санитарных норм круглосуточно.
3. Предусмотренные частью второй настоящей статьи требования по соблюдению тишины и ограничению определенных видов деятельности, сопровождающихся шумом, не распространяются на случаи:
1) осуществления в закрытых помещениях любых видов деятельности, сопровождающихся шумом, при условиях, исключающих проникновение шума в прилегающие помещения, в которых постоянно или временно находятся люди;
2) осуществления в закрытых помещениях любых видов деятельности, сопровождающихся шумом, при условиях, исключающих проникновение шума за пределы таких помещений;
3) предупреждения и/или ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций;
4) оказания неотложной помощи, предупреждения или прекращения правонарушений;
5) предупреждения краж, пожаров, а также выполнения задач гражданской обороны;
6) проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и иных форм массовых мероприятий, о которых в соответствии с требованиями законодательства заблаговременно уведомлены исполнительные органы государственной власти Республики Крым или органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;
7) работы оборудования и механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность жилых и общественных зданий, при условии применения неотложных мер по максимальному ограничению проникновения шума в прилегающие помещения, в которых постоянно или временно находятся люди;
8) празднования установленных законом нерабочих праздничных дней, дней городов, других праздников в соответствии с решением органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, проведения спортивных соревнований;
9) проведения салютов, фейерверков, других мероприятий с использованием взрывчатых веществ и пиротехнических средств в запрещенное время по согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.

Статья 9. Социально-гигиенический мониторинг

1. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее - мониторинг).
2. Социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 10. Ответственность за нарушение законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Глава Республики Крым
С.АКСЕНОВ
г. Симферополь
30 октября 2015 года
№ 159-ЗРК/2015


------------------------------------------------------------------