Закон города Севастополя от 05.05.2015 N 133-ЗС "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите"



5 мая 2015 года N 133-ЗС

------------------------------------------------------------------

ЗАКОН ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

О КВОТИРОВАНИИ И РЕЗЕРВИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
И ГРАЖДАН, ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

Принят
Законодательным Собранием
города Севастополя
28 апреля 2015 года

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы, регулирующие отношения в сфере обеспечения дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, полномочия органов государственной власти города Севастополя, порядок установления и размер квоты для приема на работу инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, права, обязанности и стимулирование работодателей.

Статья 1. Законодательство о квотировании и резервировании рабочих мест

Законодательство о квотировании и резервировании рабочих мест основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", федеральных законов, Устава города Севастополя, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов города Севастополя.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) квота - количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации (далее - организации), для приема на работу инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории;
2) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;
3) работодатель - физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником;
4) невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, отсутствие выделенных либо специально созданных рабочих мест, а также непредставление организацией в установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя порядке информации о выполнении квоты.
2. Категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для которых устанавливаются квоты:
1) инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации либо заключением об условиях и характере труда в справке медико-социальной экспертизы;
2) граждане, особо нуждающиеся в социальной защите, не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда и в связи с этим испытывающие трудности в поиске работы, к которым относятся:
а) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
б) лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
в) лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);
г) беженцы и вынужденные переселенцы;
д) граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
е) одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
ж) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
з) граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;
и) лица, освобожденные из учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 3. Условия, размер и порядок установления квоты

1. Работодателям, численность работников которых составляет не менее тридцати пяти человек и не более ста человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.
2. Работодателям, численность работников которых превышает сто человек, устанавливается квота для приема на работу граждан, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в следующем процентном отношении от среднесписочной численности работников:
1) для приема на работу граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 4 процента;
2) для приема на работу граждан, указанных в пункте 2 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 1 процент.
3. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
4. Работодатели самостоятельно определяют размер квоты исходя из среднесписочной численности работников без учета филиалов и представительств организаций, расположенных в другой местности. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
5. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.
6. Округление количества квотируемых рабочих мест при их расчете производится в сторону уменьшения до целого значения.
7. Количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории инвалидов, учитывается при определении количества квотируемых мест как занятое инвалидами из числа квоты.
8. Квота устанавливается на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда города Севастополя, и может быть изменена законом города Севастополя, принятым за 20 дней до начала очередного календарного года.
9. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительными органами государственной власти города Севастополя в сфере занятости для каждого предприятия, учреждения, организации, физического лица - работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Статья 4. Резервирование рабочих мест

В предприятиях, учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, у физических лиц - работодателей, за исключением организаций, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Закона, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Севастополя.

Статья 5. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели имеют право:
1) получать от органов службы занятости города Севастополя бесплатную информацию о состоянии рынка труда, а также иную информацию, необходимую для реализации прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом;
2) давать заявки в органы службы занятости города Севастополя на переобучение инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, направляемых органами службы занятости города Севастополя, с последующим обязательным трудоустройством в организации;
3) на компенсацию расходов по созданию специальных рабочих мест для инвалидов из бюджета города Севастополя в размерах и порядке, определяемых Правительством Севастополя.
2. Работодатели обязаны:
1) выделить, а в случае необходимости создать рабочие места для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с решениями об установлении квот, минимального количества специальных рабочих мест и количества резервируемых рабочих мест для инвалидов, а также количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
2) принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о создаваемых или выделяемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
3) ежемесячно представлять в органы службы занятости города Севастополя информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов; ежеквартально - информацию о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона;
4) представлять в органы службы занятости города Севастополя информацию об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках решений об установлении количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в течение десяти дней со дня увольнения работника по форме, установленной Правительством Севастополя;
5) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 6. Стимулирование работодателей

1. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места в соответствии с установленными квотами и количеством резервируемых рабочих мест и трудоустраивающим на эти рабочие места инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, предоставляется приоритетное право на получение инвестиций из бюджета города Севастополя в соответствии с законодательством города Севастополя.
2. Представительные органы внутригородских муниципальных образований за счет средств местных бюджетов самостоятельно решают вопросы стимулирования работодателей, выделяющих или создающих рабочие места в соответствии с установленными квотами и количеством резервируемых рабочих мест и трудоустраивающих на эти рабочие места инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Статья 7. Источники финансирования

Финансирование мероприятий по квотированию и резервированию рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя, средств работодателей и из иных источников, не запрещенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Статья 8. Контроль за исполнением настоящего Закона

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется органами государственной власти города Севастополя и службы занятости города Севастополя в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Статья 9. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Статья 10. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
2. Правительству Севастополя в трехмесячный срок после вступления в силу настоящего Закона разработать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечения дополнительных гарантий инвалидам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с настоящим Законом.

Губернатор города Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
Севастополь
5 мая 2015 года
№ 133-ЗС


------------------------------------------------------------------