Решение Севастопольского городского суда от 08.10.2015 по делу N 3-14/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона города Севастополя от 20.07.2015 N 172-ЗС "О внесении изменения в Закон города Севастополя от 5 августа 2014 года N 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя">



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. по делу № 3-14/2015

г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ООО "Олнил" о признании недействующим Закона города Севастополя № 172-ЗС от 20.07.2015 года "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 05 августа 2014 года № 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя".
Выслушав доводы представителя административного истца Р., представителя Законодательного Собрания города Севастополя - Б., представителя Правительства Севастополя - П., заключение прокурора Ведмидь А.И.,

установил:

Законом г. Севастополя от 20 июля 2015 г. № 172-ЗС, вступившим в силу с 1 сентября 2015 года, внесены изменения в Закон г. Севастополя от 05 августа 2014 года № 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя": статья 44 дополнена частью 7 следующего содержания: "7. Оказание платных медицинских услуг организациями частной системы здравоохранения на территории государственных бюджетных учреждений здравоохранения запрещается".
ООО "Олнил" обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного Закона г. Севастополя от 20 июля 2015 г. № 172-ЗС в обоснование указав, что общество является организацией частной системы здравоохранения, которая много лет оказывает платные медицинские услуги на арендуемых площадях государственных бюджетных учреждений здравоохранения города Севастополя - 1-й городской больницы. ООО "Олнил" считает, что обжалуемый Закон г. Севастополя принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации и с нарушением установленного порядка принятия. Статьей 72 Конституции РФ только координация вопросов здравоохранения отнесена к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Кроме того, обжалуемый Закон г. Севастополя противоречит нормам права, изложенным в Федеральном законе от 29.12.2014 г. № 474-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Постановлении Правительства Российской Федерации от 09.03.2015 г. № 207 "О применении на территории Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Данными нормативными правовыми актами сохранены до 01 января 2017 г. правоотношения в сфере охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом разрешительных документов, действовавших до 18 марта 2014 года. Фактически же ООО "Олнил" должно прекратить свою уставную деятельность с момента вступления в силу оспариваемого Закона г. Севастополя - с 1 сентября 2015 года. Нарушение порядка принятия нормативного правового акта заключается в том, что в нарушение Закона г. Севастополя от 03.06.2014 г. № 24-ЗС "О законах города Севастополя и постановлениях Законодательного Собрания города Севастополя" не была проведена оценка регулирующего воздействия проекта оспариваемого Закона г. Севастополя.
В судебном заседании представитель административного истца на иске настаивал.
Представители Законодательного Собрания и Правительства г. Севастополя с иском не согласились. Считают, что обжалуемый Закон г. Севастополя от 20 июля 2015 г. № 172-ЗС принят с соблюдением процедуры принятия и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Прокурор, давая заключение по делу, указала, что оснований для признания оспариваемого истцом Закона № 172-ЗС от 20.07.2015 года "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 05 августа 2014 года № 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя" недействующим не имеется.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей Законодательного Собрания города Севастополя и Правительства Севастополя, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Частью ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что 15 августа 2013 г. между Фондом коммунального имущества г. Севастополя (арендодатель) и ООО "Олнил" (арендатор) на срок до 29 мая 2016 г. заключен договор аренды части общей площадью 204,4 кв. м встроенных помещений двухэтажного здания поликлиники № 1 Городской больницы № 1 им. Н.И. Пирогова и части площадью 7 кв. м помещения № 44 второго этажа кардиологического корпуса № 1, расположенного на территории Городской больницы № 1 им. Н.И. Пирогова. В соответствии с договором объект аренды будет использоваться под оказание платных медицинских услуг.
Таким образом ООО "Олнил" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно ст. 2 Закона города Севастополя от 05 августа 2014 года № 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя", в который оспариваемым Законом г. Севастополя вносятся изменения, настоящий Закон действует на всей территории города Севастополя и регулирует отношения граждан, государственных органов власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной и частной систем здравоохранения, системы медицинского страхования в области охраны здоровья граждан.
На федеральном уровне данные правоотношения регулируют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно пунктам 5 и 11 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.
Оспариваемый Закон г. Севастополя соответствует указанным полномочиям органов государственной власти г. Севастополя в сфере охраны здоровья, поскольку его положения по существу являются координацией деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории г. Севастополя, направленной на организацию оказания населению г. Севастополя медицинской помощи, создание условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
При этом, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", доступность медицинской помощи обеспечивается, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
Действующим федеральным законодательством Российской Федерации не установлено запрета, аналогичного обжалуемому, на оказание платных медицинских услуг организациями частной системы здравоохранения на территории государственных бюджетных учреждений здравоохранения.
Между тем п. 5 ст. 84 указанного Федерального закона установлено, что медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги только на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами.
Нахождение на одной территории субъектов государственной и частной систем здравоохранения, при определенных условиях (например: использование одних и тех же работников, объектов инфраструктуры, оборудования и т.п.) может являться возможностью обхода данного ограничения.
В свою очередь исключение такой возможности, влияющей на доступность медицинской помощи для граждан, исходя из сложившихся в субъекте Российской Федерации условий, является не только, как указано, одним из полномочий органов государственной власти г. Севастополя, но и их обязанностью.
Также не основаны на положениях Федерального закона от 29.12.2014 г. № 474-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2015 г. № 207 "О применении на территории Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" доводы иска о противоречии оспариваемого Закона г. Севастополя данным нормативным правовым актам.
Таким образом доводы административного иска о принятии оспариваемого Закона г. Севастополя от 20 июля 2015 г. № 172-ЗС с превышением полномочий субъекта Российской Федерации нельзя признать обоснованными.
Кроме того, не могут быть приняты во внимание доводы иска о нарушении установленной процедуры принятия оспариваемого Закона г. Севастополя.
Нарушением процедуры принятия истец считает обстоятельство того, что не была проведена оценка регулирующего воздействия проекта оспариваемого Закона г. Севастополя.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона г. Севастополя "О законах города Севастополя и постановлениях Законодательного Собрания города Севастополя" целью оценки регулирующего воздействия проектов закона города Севастополя либо постановления Законодательного Собрания города Севастополя являются определение и оценка возможных положительных и отрицательных последствий принятия закона и постановления на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявление в проекте положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджета города Севастополя и муниципальных бюджетов.
Между тем из разъяснения, приведенного в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что только нарушение существенных положений нормативного правового акта, регулирующих процедуру принятия актов данного вида, может являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Такие существенные положения предусмотрены в ст. 19 Закона г. Севастополя от 03 июня 2014 года № 24-ЗС "О законах города Севастополя и постановлениях Законодательного Собрания города Севастополя", в частности, что Законодательное Собрание города Севастополя правомочно принимать законы города Севастополя, постановления Законодательного Собрания города Севастополя, если на заседании Законодательного Собрания города Севастополя присутствуют (зарегистрированы) не менее половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя. Закон города Севастополя принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя. Закон города Севастополя о внесении изменений и (или) дополнений в Устав города Севастополя принимается большинством голосов - не менее 2/3 от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя. Закон города Севастополя, принятый Законодательным Собранием города Севастополя, направляется для подписания и обнародования Губернатору города Севастополя.
Согласно ст. 22 указанного Закона г. Севастополя от 03 июня 2014 года № 24-ЗС официальным опубликованием закона города Севастополя и постановления Законодательного Собрания города Севастополя считается первое размещение (опубликование) полного текста закона города Севастополя и постановления Законодательного Собрания города Севастополя на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2014 года № 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)", либо на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя (http://sevzakon.ru/), либо в официальном печатном средстве массовой информации Законодательного Собрания города Севастополя.
Как видно из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в официальном печатном издании Законодательного Собрания города Севастополя "Севастопольские известия" № 58-59 (1803) от 29 июля 2015 года (ч. 1 ст. 47 Закона г. Севастополя "О Законодательном Собрании города Севастополя") и на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя.
Доводов о нарушении указанных существенных положений административным истцом не приводится и из материалов дела нарушений процедуры принятия оспариваемого Закона г. Севастополя не усматривается.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый ООО "Олнил" Закон г. Севастополя от 20 июля 2015 г. № 172-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 05 августа 2014 года № 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя" принят уполномоченным органом с соблюдением формы (вида), в которых Законодательное Собрание города Севастополя вправе принимать нормативные правовые акты, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст. ст. 215 - 217 КАС РФ, суд

решил:

ООО "Олнил" в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим со дня вступления в законную силу Закона города Севастополя от 20 июля 2015 года № 172-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 05 августа 2014 года № 54-ЗС "Об охране здоровья населения города Севастополя" отказать.
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Законодательным Собранием города Севастополя в газете "Севастопольские известия" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья
В.В.БАБИЧ

В окончательной форме решение принято 19.10.2015 года.


------------------------------------------------------------------