Постановление Правительства Севастополя от 27.11.2015 N 1135-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Севастополя на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2015 г. № 1135-ПП

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
СЕВАСТОПОЛЯ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

В соответствии с Законом города Севастополя от 14.08.2014 № 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе" Правительство Севастополя постановляет:

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению.

2. Департаменту внутренней политики города Севастополя опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Севастополя.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Еремеева А.А.

Губернатор города Севастополя,
Председатель Правительства Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО





Утвержден
постановлением
Правительства Севастополя
от 27.11.2015 № 1135-ПП

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Показатели
Единица измерения
Отчет
Оценка
Прогноз
2014
2015
2016
2017
2018
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
вариант 1
вариант 2
Численность населения (среднегодовая)









Все население (среднегодовая)
тыс. чел.
383,90
408,00
412,00
414,00
415,00
416,00
417,00
420,00
Производство товаров и услуг









Валовой региональный продукт









Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего
млн руб.
37349,40
40783,9
49225,1
49711,5
57834,7
58998,8
61734,7
63670,3
Индекс физического объема валового регионального продукта
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
90,0
109,2
120,7
121,9
117,5
118,7
106,7
107,9
Промышленное производство









Индекс промышленного производства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
211,50
104,50
105,90
107,35
104,11
108,45
105,70
109,05
Сельское хозяйство









Индекс производства продукции сельского хозяйства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
97,50
97,71
102,29
104,20
103,61
105,61
104,02
106,02
Строительство









Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"
в ценах соответствующих лет; млн руб.
1513,0
2744,80
6899,10
6899,10
10874,90
10874,90
11600,00
11600,00
Индекс производства по виду деятельности "Строительство"
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
88,5
181,40
251,40
251,40
157,60
157,60
106,70
106,70
Торговля и услуги населению









Индекс потребительских цен за период с начала года
к соответствующему периоду предыдущего года, %
136,1
123,1
110,8
110,3
106,5
106,1
105,5
105,2
Оборот розничной торговли
в ценах соответствующих лет; млн руб.
34959,9
35000,0
35700,0
36050,0
36414,0
36771,0
37142,0
37506,0
Оборот розничной торговли
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
80,3
94,2
101,2
102,0
103,0
104,0
103,6
104,4
Внешнеэкономическая деятельность









Экспорт товаров
млн долл. США
59,35
20,70
21,07
21,74
21,45
22,82
21,84
23,96
Импорт товаров
млн долл. США
102,11
25,95
23,31
23,31
20,98
20,98
18,88
18,88
Инвестиции









Инвестиции в основной капитал
в ценах соответствующих лет; млн руб.
2798,30
2750,00
4789,97
4815,10
8362,57
8469,93
9527,16
9628,95
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
32,6
98,27
174,18
175,09
174,59
175,90
113,93
113,68
Консолидированный бюджет города Севастополя (включая местные бюджеты без учета территориальных внебюджетных фондов)









Доходы консолидированного бюджета города Севастополя - всего
млрд руб.
29,3
25,3
16,8 <*>
16,8 <*>
8,0 <**>
8,0 <**>
8,8 <*>
8,8 <**>
Расходы консолидированного бюджета города Севастополя - всего
млрд руб.
24,8
29,0
24,3
24,3
17,8
17,8
18,4
18,3
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета города Севастополя
млрд руб.
4,5
-3,7
-7,5
-7,5
-9,8
-9,8
-9,6
-9,5
Государственный долг города Севастополя и входящих в его состав муниципальных образований
млн руб.
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Денежные доходы и расходы населения









Средний размер назначенных пенсий (по всем видам получаемых населением пенсий)
руб.
13370,85
16849,73
17808,35
17789,50
18515,80
18460,60
19209,40
19120,90
Реальный размер назначенных пенсий
% к предыдущему году
188,20
126,02
105,69
105,58
103,97
103,77
103,75
103,58
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения)
руб. в месяц
6356,0
9236,0
10233,0
10233,0
10898,1
10857,2
11497,5
11421,8
Расходы населения
млн руб.
44263,84
51396,25
52937,16
53395,16
54530,60
55205,20
56113,79
57153,67
Труд и занятость









Численность экономически активного населения
тыс. чел.
191,20
198,00
201,00
202,00
201,00
203,00
202,00
204,00
Среднегодовая численность занятых в экономике
тыс. чел.
170,50
181,00
184,00
186,00
185,00
188,00
187,00
190,00
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону
тыс. руб.
13,70
21,55
23,70
23,50
25,24
24,93
26,63
26,23
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону
% к предыдущему году
112,6
157,3
110,0
109,0
106,5
106,1
105,5
105,2
Фонд начисленной заработной платы всех работников и денежное довольствие военнослужащих
млн руб.
30437,0
36412,7
38039,7
38173,3
40930,7
41456,2
44041,4
44938,6

--------------------------------
<*> - доходы бюджета города с учетом объема межбюджетных трансфертов, учтенных в проекте федерального бюджета на 2016 год.
<**> - собственные доходы без межбюджетных трансфертов.





Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития города Севастополя
на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов,
утвержденному постановлением Правительства Севастополя
от 27.11.2015 № 1135-ПП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к прогнозу социально-экономического развития города
Севастополя на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработан в 2 вариантах: вариант 1 - базовый, вариант 2 - умеренно оптимистичный на основе макроэкономических показателей социально-экономического развития города Севастополя за 2014 год и ожидаемых итогов развития города в 2015 году, сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Основные направления развития города Севастополя определены федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 (с изменениями), позволяющей сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы для обеспечения согласованности решений федеральных и региональных задач, достижения требуемых конечных результатов в установленные сроки.
В целях обеспечения повышения уровня жизни населения на основе создания условий для сбалансированного социально-экономического, экологического и культурного развития города, повышения его инвестиционной привлекательности и перестройки инфраструктуры, а также создания новых рабочих мест и снижения уровня безработицы, развитие города прогнозируется по нескольким векторам: развитие промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Министерства обороны (судоремонт, кластер научного приборостроения, микроэлектроника); экологическое оздоровление; обеспечение города питьевой водой; развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры, туризм, энергосбережение; упорядочение градостроительной и земельной документации; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы; развитие сельского хозяйства.

Основные параметры прогноза социально-экономического
развития города Севастополя на 2016 год
и плановый период 2017 и 2018 годов

Прогнозировать отдельные оценочные показатели на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов представляется затруднительным в связи с тем, что до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, формировались исполнительные органы государственной власти, разрабатывалась нормативная законодательная база в городе федерального значения Севастополе.

Демография

Социально-демографические факторы существенным образом влияют на структуру и динамику показателей занятости населения города. Демографическая ситуация характеризуется отрицательным естественным приростом населения и устойчивыми темпами его старения. В 2014 году на 4,9 тыс. рожденных пришлось 5,5 тыс. умерших.
Основным источником компенсации естественных потерь населения явился миграционный прирост. В 2014 году механический прирост населения достиг 15,1 тыс. человек (в 2013 году - 2,4 тыс. человек): из прибывших 76,8% - граждане России, 17,9% - прибывшие из Украины.
При условии повышения уровня рождаемости и существенного снижения смертности населения миграционный прирост будет способствовать дальнейшему увеличению численности населения города.
На 01.01.2015 численность постоянного населения города (с учетом переписи населения КФО на 14.09.2014) составила 399,0 тыс. человек, что на 15,1 тыс. человек больше по сравнению с аналогичным показателем на 01.01.2014. Численность экономически активного населения составила 191,2 тыс. человек, среднегодовая численность занятых в экономике - 170,5 тыс. человек.
Учитывая такие факторы, как миграционный прирост населения в январе - сентябре 2015 года (14,2 тыс. человек), увеличение рождаемости, ожидаемая среднегодовая численность населения в 2015 году составит 408,0 тыс. человек. Прогноз на 2016 год - 412,0 - 414,0 тыс. человек; 2017 год - 415 - 416,0 тыс. человек, 2018 год - 417,0 - 420,0 тыс. человек.

Валовой региональный продукт

Прогноз валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития. Структура ВРП Севастополя формируется за счет отраслей, предоставляющих услуги, доля которых составляет 63,3%. Удельный вес промышленного производства, производства и распределения энергоносителей, строительства соответственно - 36,7%.
В 2015 году прогнозируется рост ВРП на 9,2% к уровню 2014 года, в 2016 году прирост составит 20,7 - 21,9%.
К 2018 году прирост ВРП увеличится до 6,7% при базовом варианте и до 7,9% при умеренно оптимистическом.
В 2015 - 2018 годах прогнозируется увеличение объемов промышленного производства, что связано с расширением сотрудничества предприятий Севастополя с производителями из других регионов Республики Крым и Российской Федерации, развитием новых хозяйственных взаимоотношений с предприятиями Республики Крым и Российской Федерации.
Наращивание объемов производства продукции сельского хозяйства, в первую очередь растениеводства, будет осуществляться за счет повышения инвестиционной привлекательности и инновационного развития аграрного сектора.
Прогнозируемый рост объемов капитальных инвестиций в основной капитал до конца 2016 года предусматривается за счет реализации государственной политики на региональном уровне в направлениях:
- технологической модернизации и развития производства, расширения финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечения их эффективного использования;
- запуска и реализации инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- развития строительного комплекса, активизации жилищного строительства и строительства других социально значимых объектов;
- эффективной реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года", утвержденных к выполнению с 2015 года, и обеспечения полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.

Промышленное производство

Динамика производства прогнозируется с учетом сложившихся условий, изменения геополитической ситуации и действующих санкций в отношении Крыма и Севастополя (отсутствие возможности отгрузки продукции на материк через Перекопский перешеек, отсутствие Керченского мостового перехода, потеря экономических связей с предприятиями, находящимися на территории Украины).
В 2015 году ожидается рост индекса промышленного производства до 104,5%.
Прогнозные показатели в 2016 - 2018 годах рассчитаны с учетом общероссийских прогнозов изменения индексов по соответствующим сценариям развития на указанный период: в 2016 году индекс промышленного производства будет на уровне 105,9% - 107,35% к 2015 году, и в последующие годы - постепенный рост промышленного производства, что связано с наполнением портфелей заказов промышленных предприятий города, в частности военно-промышленного комплекса.
Удельный вес отрасли "добыча полезных ископаемых" в общем объеме промышленного производства города за 2014 год составил 6,3% при объеме реализованной продукции 14,0 млрд рублей.
В добыче полезных ископаемых произошел спад производства до 89,4%. Падение реализации продукции обусловлено потерей рынка сбыта продукции и увеличением издержек производства и, как следствие, - удорожанием продукции, что делает ее неконкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции, выпускаемой другими предприятиями Российской Федерации. Прогнозные показатели индекса промышленного производства по отрасли по двум вариантам в 2016 - 2018 годах составят 110,67 - 114,5%.
Удельный вес отрасли "обрабатывающие производства" в общем объеме промышленного производства города за 2014 год составил 61,0%. За 2014 год по сравнению с 2013 годом производство продукции уменьшилось до 84,9%.
Оценочный индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам (в т.ч. производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака) в 2015 году по сравнению с соответствующим периодом 2014 года составил 105,7%. Прогнозные показатели индекса промышленного производства по отрасли "обрабатывающие производства" в условиях вариативности на период 2016 - 2018 годов составят 106,7 - 107,1%.

Развитие агропромышленного комплекса

В 2014 году индекс объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2013 годом составил 91,5%, в т.ч. индекс объема производства продукции растениеводства - 96,2%, индекс объема производства продукции животноводства - 102,1%.
В 2015 году прогнозируется снижение индекса объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2014 годом на 2,3% в связи с неблагоприятными погодными условиями (заморозками), а с 2016 года прогнозируется прирост объема производства с 2,3% до 4,0 - 6,0% к 2018 году.
Сельскохозяйственные предприятия города Севастополя специализируются на выращивании винограда, плодов семечковых и косточковых культур, первичном виноделии.
Животноводство из-за высокой стоимости кормов, отсутствия свободных земель под кормовую базу предприятиями не развивалось.
Правительством Севастополя утверждена государственная программа города Севастополя "Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города Севастополя на 2015 - 2020 годы" (постановление от 27.11.2014 № 511). В результате реализации программы ожидается увеличение площадей земель сельскохозяйственного назначения, занятых под многолетними насаждениями, на 250 га; увеличение доли работников агропромышленного комплекса в общей среднесписочной численности работников предприятий и организаций; увеличение доли реализованной продукции субъектами агропромышленного комплекса в общем объеме реализованной продукции на 3% в течение года.
Приоритетным заданием государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Севастополя на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 № 513, является развитие аквакультуры (рыбоводства).
На 2015 год объем вылова рыбы и объем производства рыбопродукции предприятиями рыбной отрасли относительно 2014 года планируется с нулевым или минимальным увеличением.
Прогнозные показатели на 2016 - 2018 годы по вылову рыбы и производству продуктов рыбных переработанных и консервированных определяются при условии выделения средств на целевое субсидирование предприятий рыбохозяйственного комплекса города (рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, а также предприятий аквакультуры) из федерального бюджета путем внесения изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", а также при условии развития инфраструктуры реализации рыбной продукции путем организации рыбного терминала по перевалке рыбопродукции. Прогнозируется увеличение данного показателя с 119,0 тыс. т до 125,0 тыс. тонн.

Строительство

За период с 01.01.2014 по 18.03.2014 в городе Севастополе введено в эксплуатацию многоквартирных жилых домов общей площадью 95,6 тыс. кв. м, индивидуальных жилых домов - 9,2 тыс. кв. м. С 18.03.2014 и до конца года введено в эксплуатацию многоквартирных жилых домов общей площадью 157,9 тыс. кв. м, индивидуальных жилых домов - 1,3 тыс. кв. метров.
В 2014 году инвестиции в строительство многоквартирных домов составили 3,9 млрд рублей.
Средняя продажная стоимость 1 кв. м жилья в многоквартирном жилом доме составила 54,452 тыс. руб., в индивидуальном жилом доме - 53,585 тыс. рублей.
Динамика роста объемов индивидуального жилищного строительства связана с возможностью применения упрощенной регистрации права на недвижимое имущество в связи с продлением до 01.03.2018 действия статьи 25.3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В 2016 году по сравнению с 2015 годом прогнозируется значительный рост объемов строительных работ (более чем в 2,5 раза) и в последующие годы - постепенный рост строительного производства, что связано с реализацией мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года".

Торговля и услуги населению

Оборот розничной торговли в 2014 году составил 35,0 млрд руб., что на 19,7% меньше, чем в 2013 году. Оборот общественного питания в 2014 году - 1,7 млрд руб., или на 15,3% меньше аналогичного показателя 2013 года.
Анализ динамики ценовой ситуации на потребительском рынке города за 2014 и январь - сентябрь 2015 года показывает, что индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги составил 136,1% и 117,7% соответственно. Наиболее высокие темпы инфляции наблюдались в декабре 2014 года и январе 2015 года (106,6% и 105,8% соответственно).
Основной вклад в инфляцию 2015 года будет вносить опережающий рост цен на услуги, что связано с ростом тарифов на услуги общественного транспорта, на энергоносители и жилищно-коммунальные услуги.
До конца года сохранится тенденция повышения цен на непродовольственные товары (особенно на импортную бытовую технику), рынок которых полностью зависит от ввоза.
Тенденция роста цен на продовольственные товары связана с отсутствием в регионе сырьевой базы и необходимостью ввоза продовольствия, заменой украинской продукции на российскую, а также повышением цен товаропроводящими сетями.
Рост регулируемых тарифов организаций инфраструктурного сектора на услуги, отпущенные населению и остальным категориям потребителей, устанавливаемые прогнозными планами изменения цен (тарифов) для потребителей в Республике Крым и городе Севастополе на период 2014 - 2017 годов (газ, электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение и водоотведение), окажет непосредственное влияние на рост индекса потребительских цен на жилищно-коммунальные услуги для разных категорий потребителей в 2015 году от 6 до 23 процентов, при этом основной рост придется на вторую половину года.
В 2015 году ожидаемые показатели оборота розничной торговли, оборота общественного питания с учетом повышения доходов населения, увеличения предложения товаров и развития конкуренции останутся на уровне 2014 года с последующим небольшим ростом в 2016 - 2018 годах.
В 2016 году следует ожидать уровня инфляции 10,3 - 10,8%, в 2017 - 6,1 - 6,5%, в 2018 - 5,2 - 5,5%. Инфляция будет замедляться в основном под давлением ограниченного спроса из-за невысокой платежеспособности населения.
Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать повышение доходов населения, рост предложения товаров и усиление конкуренции на рынке товаров и услуг.

Внешнеэкономическая деятельность

Несмотря на санкции ряда стран по торговле с Крымом и Севастополем, бизнес Севастополя смог переориентироваться на новые рынки как в географическом плане, так и по товарной структуре внешнеэкономической деятельности. Отмечается переориентация севастопольских предпринимателей на рынки стран Ближнего Востока, Африки и Азии, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
Объем экспорта в 2014 году составил 59,3 млн долл. США, зафиксировав рост на 4,4% по сравнению с 2013 годом.
В 2014 году доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта товаров из города Севастополя составила 97,1% (57,6 млн долл. США), доля стран СНГ - 2,9% (1,7 млн долл. США). Значительная доля экспорта товаров пришлась на Турцию - 44% (рост экспорта в 2,5 раза). Экспорт товаров в Египет, Кипр, Ливан, Саудовскую Аравию также показал значительный рост: от 3,2 до 10 раз.
Существенно снизился экспорт товаров в Германию, Австралию, Испанию, США.
Значительное влияние на прирост экспорта оказали товарные группы: продукты растительного происхождения (4 раза к 2013 году), жиры и масла животного или растительного происхождения (56 раз к 2013 году), недрагоценные металлы и изделия из них (1,6 раза к 2013 году).
При этом по многим товарным позициям произошло значительное падение объема экспорта (по отношению к 2013 году), в т.ч. по готовым пищевым продуктам (20%), по машинам, механизмам и электротехническому оборудованию (24%).
Объем импорта товаров в 2014 году составил 102,1 млн долл. США с ростом 8,8% по сравнению с предыдущим годом.
Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта товаров значительно превышает импорт из государств - участников СНГ - 99,2% (101,2 млн долл. США) против 0,8% (0,86 млн долл. США) соответственно. Наибольший объем импорта приходится на товары из Турции (рост более чем в 7 раз, что обеспечивает 80% импорта товаров в Севастополь).
Падение импорта (от 47% до 99%) отмечается по странам: Китай, Марокко, Польша, Германия, Аргентина.
Учитывая сохраняющиеся тенденции в области санкционной политики ряда государств в отношении Крыма, активно продвигаемую политику импортозамещения, а также на основании анализа статистики внешней торговли города Севастополя за январь - август 2015 года (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года), падение объемов экспорта в 2015 году составит 65,1%, падение импорта - 74,6%. Политика импортозамещения предполагает снижение зависимости от импортируемой продукции, что в настоящее время отражают данные статистики. Данная тенденция сохранится и в дальнейшем.
Рост доли внешней торговли в рамках стран - участниц СНГ будет происходить на фоне снижения доли экспортно-импортных операций субъектов хозяйственной деятельности со странами дальнего зарубежья.
При базовом сценарии прогноза ожидается стабилизация экспорта (в физическом выражении ожидается рост на уровне 1,8% в год) при достаточно существенном снижении импорта товаров и услуг (предположительно 10% в год).
При оптимистичном сценарии прогноза ежегодный рост экспорта ожидается на уровне до 5%, а темпы снижения импорта при реализации политики импортозамещения будут 10,2% в год.

Инвестиции

Федеральная целевая программа. В целях формирования инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 утверждена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года" (далее - Программа). С учетом изменений, внесенных в Программу постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2015 № 589, объем финансирования составляет 708,1 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 679,7 млрд руб., внебюджетных источников - 28,4 млрд рублей.
В рамках Программы по городу Севастополю подлежат реализации 34 мероприятия, из них 15 укрупненных мероприятий (всего 131 объект), в том числе 32 мероприятия, направленных на капитальные вложения, 1 мероприятие по прочим расходам и 1 мероприятие по научно-исследовательским и конструкторским разработкам. Объем финансирования составляет: по капитальным вложениям - 38,2 млрд руб., в т.ч. в 2015 году 4,48 млрд руб.; по прочим расходам - 338,5 млн руб., в т.ч. в 2015 году - 338,5 млн руб., по НИОКР - 50,61 млн руб., в т.ч. в 2015 году - 15,0 млн рублей.
Приоритетными для привлечения инвестиций отраслями экономики города являются: высокотехнологичное производство, судостроительная отрасль, развитие портов и морских перевозок, туризм и сельское хозяйство.
Свободная экономическая зона. Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в город является созданная на территории Крымского федерального округа свободная экономическая зона.
С момента вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в Севастополе было зарегистрировано 60 участников свободной экономической зоны. Участники свободной экономической зоны осуществляют деятельность в пищевой промышленности, рыбной промышленности, приборостроительной промышленности, строительстве, в сфере IT-технологий, логистики, судостроении и судоремонте.
Общий объем задекларированных капитальных вложений составляет 3 млрд руб., из них планируется вложить: в 2015 году - 254,5 млн руб.; в 2016 году - 1,0 млрд руб.; в 2017 году - 1,0 млрд руб.; в 2018 году - 559,3 млн руб.; последующие годы - 156,6 млн рублей.
К 2018 году участниками свободной экономической зоны планируется создать более 2495 рабочих мест при среднем уровне заработной платы 27,0 тыс. руб. в месяц.

Консолидированный бюджет города Севастополя

В условиях продолжающегося процесса формирования базы налогообложения города федерального значения Севастополя в основу формирования прогнозных показателей бюджета города Севастополя на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов заложены нормы Бюджетного кодекса РФ, учтены материалы проекта Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, сложившиеся тенденции поступлений в бюджет города за 9 месяцев 2015 года и сценарные условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, оперативная исходная информация о прогнозных значениях отдельных показателей социально-экономического развития города Севастополя на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, принятые законы города Севастополя в сфере налогообложения.
Доходы. При формировании раздела "Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации" необходимо учитывать несопоставимость отчетных данных за 2014 год (пересчитаны в рублевый эквивалент с коэффициентом 3,8) с показателями последующих бюджетных периодов.
Уточненный план на 2015 год по налоговым и неналоговым поступлениям составляет 7,7 млрд рублей.
Прогнозная сумма собственных поступлений в консолидированный бюджет города Севастополя в 2016 году сформирована на уровне 8,1 млрд руб., что превышает на 6,2% сумму уточненного плана по налоговым и неналоговым доходам в 2015 году.
Перечень бюджетообразующих источников бюджета сохранится: поступления налога на доходы физических лиц, арендная плата за землю и государственное имущество, налог на прибыль.
Прогнозируется, что в собственных поступлениях налоговые доходы составят 89,1% и на 66% сложатся из поступлений налога на доходы физических лиц и на 19,2% - из поступлений налога на прибыль.
Неналоговые доходы на 81,1% сложатся из поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
Расходы. Основные показатели расходов бюджета города Севастополя на 2016 - 2018 годы сформированы на основе имеющейся на сегодняшний день сети учреждений и органов власти с учетом ввода в действие в 2015 году двух учреждений дошкольного образования и без учета трансфертов из федерального бюджета.
Данные об исполнении бюджета за 2014 год не могут являться базой для расчетов показателей прогноза на очередной и плановый периоды, т.к. включают расходы, которые проводились в условиях переходного периода. Отчетные данные за 2014 год включают расходы 1-го квартала в условиях действия украинского законодательства и расходы переходного периода в условиях российского законодательства, когда из бюджета города, кроме расходов субъекта, проводились расходы, которые по законодательству России должны проводиться из федерального бюджета.
Формирование расходной части бюджета осуществлено с учетом оценочного исполнения бюджета на 2015 год на уровне плановых назначений на 2015 год с учетом изменений по состоянию на 01.11.2015 и сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов по базовому сценарию (вариант 1) и более оптимистичному сценарию (вариант 2) с применением общероссийских показателей инфляции и роста тарифов, без учета особенностей региона, а также с учетом утвержденных государственных программ, реализация которых начинается с 2016 года.
Доля расходов бюджета города на финансовое обеспечение социального сектора - образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, социальную защиту населения - в прогнозе бюджета составляет около 70%.
Заработная плата работников государственных учреждений всех видов и органов власти города Севастополя рассчитана на уровне 2015 года.
Дефицит средств, требующий выделения из федерального бюджета дотаций на финансовую обеспеченность и на обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя, составит: в 2016 году - 7,5 млрд руб., в 2017 - 9,8 млрд руб., в 2018 - 9,5 - 9,6 млрд рублей.

Денежные доходы и расходы населения

Средняя номинальная заработная плата штатного работника в декабре 2014 года составила 21329 рублей, что на 19,5% больше, чем в ноябре 2014 года.
Рост заработной платы в декабре 2014 года по сравнению с ноябрем наблюдался в большинстве видов экономической деятельности - от 2,4% в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов до 71,7% в финансовой деятельности и страховании. Снижение темпа роста заработной платы произошло в прочих видах деятельности в сфере услуг (на 16,4%), строительстве (16,3%) и других.
Уровень заработной платы, превышающий средний показатель по экономике, зафиксирован у работников сферы финансовой деятельности и страхования (в 2,2 раза), государственного управления и обороны, обязательного социального страхования (на 47,4%), профессиональной, научной и технической деятельности (на 44,6%) и других. Размер заработной платы ниже среднего уровня по экономике - у работников, занятых: в размещении и общественном питании (на 68,2%), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (на 58,0%), сельском, лесном и рыбном хозяйстве (на 51,3%), операциях с недвижимым имуществом (на 49,9%) и других.
Увеличение фонда начисленной заработной платы в 2015 году связано с ростом минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 01.01.2015 до уровня МРОТ, установленного Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в размере 5965 рублей, приведением систем оплаты труда в соответствие с законодательством Российской Федерации (статья 135 Трудового кодекса РФ) с учетом использования отраслевых систем оплаты труда в социальной сфере.
Увеличение в 2016 году минимальной заработной платы до 7343 рублей в соответствии с региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе (решение Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 17.11.2015 № 3), активизация процесса восстановления экономики в целом по КФО позволят до 2018 года сохранить тенденцию к увеличению фонда начисленной заработной платы.
В 2016 году прогнозируется рост фонда начисленной заработной платы от 4,5% (при базовом варианте) до 4,8% (при умеренно оптимистическом варианте); к концу 2018 года - от 7,6% до 8,4%.
По мере ускорения роста экономики Севастополя в планируемом периоде ускорится и динамика роста заработной платы в бюджетном и корпоративном секторах экономики. Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по городу Севастополю на 2015 год в связи с изменившимися сценарными условиями не претерпел корректировки подходов и ожидается в размере 21,55 тыс. рублей на 1 работника; на 2016 год - 23,5 - 23,7 тыс. руб., на 2017 год - 24,93 - 25,24 тыс. руб., на 2018 год - 26,23 - 26,63 тыс. рублей.

Труд и занятость

В 2014 году на учете в центре занятости состояли 7,3 тыс. граждан, из которых 6 тыс. граждан был присвоен статус зарегистрированных безработных (рост к 2013 году - на 32,7%).
На 01.01.2015 на учете в органах службы занятости Севастополя состояли 2230 зарегистрированных безработных, что на 54,5% больше, чем на 01.01.2014 (1443 человека). Уровень регистрируемой безработицы увеличился до 1,2% к численности экономически активного населения города против 0,65% на начало 2014 года.
К началу 2015 года большинство хозяйствующих субъектов смогло перестроиться для работы в новых условиях, наладить экономические связи и освоить новые рынки сбыта, что позволило на 01.11.2015 уменьшить количество безработных на регистрационном учете в центре занятости до 485 человек.
По оценке за 2015 год с учетом сезонных колебаний занятости среднегодовая численность занятого в экономике города населения составит 181 тыс. человек.
Сценарные условия развития рынка труда и сферы занятости населения города Севастополя на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов разработаны с учетом сложившихся тенденций социально-экономического развития города в январе - сентябре 2015 года и ожидаемых результатов за 2015 год.
Первый вариант (базовый) исходит из менее благоприятного сценария внутренних условий функционирования экономики (сдержанная динамика промышленного роста; усиление инфляционных процессов; замедление роста потребительского спроса населения) и внешних рисков (обострение геополитических противоречий, финансово-экономический кризис, экономические санкции и ограничения). В этих условиях в 2016 году рост занятого населения будет до 184,0 тыс. человек, и только в 2017 - 2018 годах прогнозируется умеренное увеличение численности занятых в экономике: 2017 год - до 185,0 тыс. человек, 2018 - до 187,0 тыс. человек.
Второй вариант (умеренно оптимистичный) исходит из более благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики города и ее социальной сферы и предполагает устойчивый рост численности занятого населения уже с 2016 года: 2016 год - 186,0 тыс. человек; 2017 год - 188,0 тыс. человек, 2018 год - 190,0 тыс. человек.
Численность безработных, определяемых в соответствии с методологией МОТ, при первом варианте развития в 2016 году сохранится на уровне 2015 года и составит 17,0 тыс. человек, 2017 год - 16 тыс. человек, 2018 год - 15 тыс. человек. Уровень безработицы снизится с 8,5% в 2016 году до 7,4% в 2018 году. При втором варианте поступательное снижение безработицы прогнозируется уже с 2016 года. Общее число безработных уменьшится с 16 до 14 тыс. человек, уровень безработицы в определении МОТ - с 7,9% до 6,9% к численности экономически активного населения города.


------------------------------------------------------------------